Ссылки для упрощенного доступа

Чехия отрепетировала газовую блокаду


Январь 2009-го наглядно продемонстрировал Европе всю важность диверсификации поставок топлива.
Январь 2009-го наглядно продемонстрировал Европе всю важность диверсификации поставок топлива.

Приближается 1 января — день, когда российское руководство по традиции приступает к любимой национальной забаве, отключая газ Украине, а затем и всей Восточной Европе. Еще полмесяца назад казалось, что этот Новый год не станет исключением.


"Похоже, что у нас опять возникают проблемы с оплатой наших энергоносителей, что крайне печально, — заявил председатель российского правительства Владимир Путин 30 октября. — Евросоюз обещанных денег Украине так и не дал для этих целей. Хотя нас заверяли в том, что нужно месяц-полтора, прошло уже около трех — ни одного цента, ни одной гривны Украина от Евросоюза так и не получила".


Дальше — больше. Если Украина не будет платить за поставки газа для внутреннего потребления, подача топлива будет прекращена, напомнил премьер 11 ноября. И, значит, "скорее всего будет отбор из экспортного трубопровода". А в этом случае Россия сократит уже подачу газа на экспорт.


Сказано это было в день, когда власти Чехии приступили к своим национальным забавам, проводя учения под условным названием "а ну-ка, перекрой". Чешская газета Dnes приводит такое описание этой ситуативной игры: "Россия перекрыла поставки газа через Украину, мы без газа!" - с этой вымышленной телеграммы из Словакии началась игра в "газовый кризис", призванная проверить готовность чешских экспертов. Симуляция кризиса должна была выявить, в каком состоянии окажется Чехия, оставшись без газа. Вывод, сделанный из учений — страна к подобному сценарию готова".


Действительно, выяснилось, что Чехия сможет спокойно существовать — причем на протяжении довольно длительного времени — даже получая всего 15 процентов от нынешнего объема импорта газа, что покрывается поставками из Норвегии. Впрочем, это стало ясно еще в морозные дни января 2009-го.


Для соседней Словакии в то время ситуация сложилась критическая. Но и с ней удалось справиться: чехи смогли перенаправить потоки так, чтобы подавать норвежский газ и в Словакию, чем потом очень гордились. Таким образом, спустя 16 лет после полюбовного "бархатного развода" страны вновь слились в единую газовую потребительскую общину.


О причинах, побудивших Прагу именно сейчас тренироваться на газовых играх, в интервью РС рассказывает посол Чехии по особым поручениям Вацлав Бартушка, в ведении которого находится энергетическая безопасность страны:


— Только дурак делает одну ошибку дважды. То, что произошло в январе этого года, для нас стало очень важной деклараций со стороны Москвы и Киева, свидетельствующей о том, насколько для них важны заказчики из Западной Европы, в том числе и из Чехии. Мы понимаем: из-за какой-то внутренней российско-украинской ссоры могут пострадать люди в других странах — в Болгарии, Словакии, Чехии. Поэтому я хочу знать наши возможности и слабые места. Запасы газа помогут выдержать один, два, три месяца, но это не решит вопрос. После января 2009 года в Европе поняли, что никак не могут влиять на Россию и Украину. Если они снова захотят начать газовую войну, мы их никак не отговорим. Единственный путь — прямо и открыто сказать Москве и Киеву, что мы хотели бы получать российский газ, который идет через Украину, но мы не будем никого просить и платить дополнительные деньги. Если вам это не нравится, мы просто найдем ресурсы в других местах. Я думаю, что таково решение Чехии сегодня. Мы понимаем, что отношения между Россией и Украиной еще долгое время будут непростыми, и нам надо быть готовыми к тому, что кризис может вернуться — этой зимой, следующей, через три года…


Последнее резкое заявление Владимира Путина о газе совпало с публикацией доклада Международного энергетического агентства, в котором прогнозируется падение цен на нефть и газ из-за превышения спроса над предложением. Более того, агентство предсказывает, что если раньше цены на газ формировались поставщиками, то теперь и в будущем их станут формировать потребители. Сейчас падение цены объясняется падением спроса из-за общего замедления экономики во время кризиса. Но это не единственный фактор. Снижению спроса будет способствовать курс на энергосбережение и защиту окружающей среды, проводимый большинством европейских правительств, а на предложении скажется развитие новых технологий бурения. Объясняет старший экономист Центра глобальных энергетических исследований в Лондоне Мухаммад Али Заини:


— Благодаря значительному улучшению технологии — в частности, горизонтальному бурению, гидравлической ректификации и тому подобным методам — специализирующиеся на этом американские компании научились получать газ из нетрадиционных запасов, например, в сланце. Сейчас европейцы пытаются освоить эту технологию. Как только это произойдет, они смогут добывать газ из своих собственных запасов.

От нового газового конфликта в итоге больше всех пострадает Россия

Все это может привести к тому, что потребление газа к 2015 году снизится на 5 процентов, к 2030-му — и на 17 процентов. Европа уже сейчас не может потребить весь прописанный в контрактах российский газ, платя за это неустойку. Случись новый конфликт между Украиной и Россией, то есть отключи Россия газ, Европа может даже обрадоваться — не надо будет платить штрафы. Вацлав Бартушка это предположение подтверждает:


— Для европейских компаний ссора между Россией и Украиной в январе этого года проблемой не стала. Газ тогда был самый дорогой, потому что цена на него повторяет динамику цен на нефть с опозданием на 6 месяцев. Рекордно дорогая нефть в июле 2008 года привела к дороговизне российского газа в январе, так что во время российско-украинской ссоры газ из Норвегии и даже из Катара в Европе был дешевле, чем из России. Так что невозможность покупать российский газ в течение нескольких недель — совсем не плохая новость для европейских газовых компаний, скажем так. Но это очень серьезные финансовые потери для "Газпрома".


— Компании, может быть, и радовались, но страны — нет. Сложно даже представить, какие финансовые потери понесли замороженные Болгария, Словакия…


— Принципиальная разница между Восточной и Западной Европой заключается в том, что если на западе маршруты поставок диверсифицированы, то на востоке, за исключением некоторых стран, почти никакой диверсификации нет. Думаю, что некоторым странам нужен какой-то шок, чтобы они поняли: прошлое — это прошлое. Что время Союза экономической взаимопомощи, СЭВа, уже никогда не вернется, и нельзя быть уверенным в поставках энергии откуда бы то ни было. Их надо диверсифицировать по разным направлениям и источникам.


Но все-таки, если что-нибудь случится, то больше всех пострадает Россия. Ей очень нужны деньги за экспорт газа в Европу. И каждый новый кризис, каждое новое прекращение поставок в итоге обернется потерями России.


— А сможет ли Европа в ближайшее время выработать единую политику перехода на альтернативные источники энергии?


— Для этого потребуется много лет — вспомним реакцию Западной Европы на нефтяной кризис 1970-х годов. Но если посмотреть на потребности Европы в нефти, скажем, в 1981 году, можно увидеть очень большое сокращение. То, что сейчас происходит вокруг газа, очень похоже. До сих пор все страны Западной Европы, включая Германию и Францию, воспринимали российский газ как самый надежный и не такой дорогой. Разговоры про возможное сокращение поставок, про новый кризис как таковые не помогают. И то, что сейчас происходит в Европе — это большая дискуссия о том, что нам надо переориентироваться в направлении ресурсов, отличных от газа. Или от российского газа

Подготовлено по материалам программы "Время и Мир"

XS
SM
MD
LG