Ссылки для упрощенного доступа

Посторонние в Белом Доме.





Александр Генис: Праздничный сезон – пора гостей и пиршеств. Но одно из них, причем, самое главное - в Белом Доме - обернулось большим скандалом, последствия которого до сих пор трясут Вашингтон. Об этом рассказывает репортаж нашего столичного корреспондента Владимира Абаринова.


Владимир Абаринов: Государственный обед в Белом Доме в честь иностранного лидера – событие исключительное. Традиция давать такие обеды сложилась относительно недавно. В XIX веке главы государств посещали США редко.


Диктор: Первым в американской истории государственным обедом считается тот, который дал в 1874 году президент Улисс Грант по случаю визита короля Сандвичевых островов Камекамехи IV. В 1877 году в США прибыли великие князья Алексей Александрович, сын императора Александра II, и Константин Николаевич, сын Николая I. В Белом Доме их принимал и угощал президент Резерфорд Хейс. Первая леди Люси Хейс была трезвенницей, но по такому случаю согласилась временно отменить запрет на алкоголь.
Число государственных обедов не регламентировано никакими законами – оно зависит от личных склонностей президента. Рональд Рейган был хлебосольным хозяином – он дал за свои восемь лет 57 государственных обедов. Билл Клинтон за те же два срока – 29. Джордж Буш-младший – всего шесть.


Владимир Абаринов: Государственный обед в честь премьер-министра Индии Манмохана Сингха стал первым для Барака и Мишель. Президент и первая леди решили пригласить на обед 400 человек. Поскольку столовая Белого Дома вмещает не более 140 едоков, на Южной лужайке соорудили специальный павильон. В Вашингтоне накануне события царил ажиотаж. Тот, кому удалось попасть в число приглашенных, мог смело считать себя сливками общества.

Обед прошел прекрасно, но наутро вдруг грянул гром среди ясного неба. Когда репортеры светской хроники стали разбираться, кто запечатлен на снимках рядом с первыми лицами, обнаружилась супружеская пара, имена которой не значатся в списке гостей. Тарик и Микаэла Салахи живут на широкую ногу и любят вращаться в обществе, но в Белом Доме до сих пор не бывали. Беглая проверка показала, что приглашений им никто не посылал. Пресса дружно приклеила им ярлык “непрошенных гостей” или “безбилетников”. Секретная служба США, в чью задачу входит охрана президента и вице-президента, начала расследование инцидента. В интервью телекомпании MSNBC Тарик Салахи заявил, что дал все необходимые разъяснения.



Тарик Салахи: Мы всецело сотрудничаем с Секретной службой США, которая проводит свое внутреннее расследование. Мы рады оказать им содействие. Мы восхищаемся их работой. Мы весьма уважаем институт президентства и президента Обаму. Мы продолжаем сотрудничать, и истина скоро станет известна.



Владимир Абаринов: Микаэла Салахи в интервью сказала, что эта история обратила ее жизнь в руины.


Вопрос: Итак, государственный обед закончился. Вы были на нем. Сфотографировались. Пожали руку президенту. А в четверг утром проснулись и увидели сообщения: “Безбилетники в Белом Доме”. Какой была ваша реакция, когда вы увидели такие заголовки?


Микаэла Салахи: Мы были потрясены, подавлены. Мы знаем факты, свою половину истории, она станет известна. А сейчас говорить об этом просто невыносимо.



Владимир Абаринов: Взоры обратились к секретарю Белого Дома по протокольным вопросам Дезире Роджерс, которая ведает организацией мероприятий. Вот что она говорила в интервью СNN вскоре после своего назначения, в феврале этого года.



Вопрос: После Обам вы, вероятно, самая популярная личность в Белом Доме.


Дезире Роджерс: Об этом мне ничего не известно. Думаю, люди действительно стремятся попасть в Белый Дом. Как только они узнали, что я назначена секретарем по протоколу, они стали осаждать меня.


Вопрос: Как Обамы сформулировали вашу задачу? Чего они хотят от вас, Дезире?


Дезире Роджерс: Я думаю, в своей последней книге, “Дерзость надежды”, президент ясно сказал, каким он хочет видеть Белый Дом. Он должен стать домом всего народа.



Вопрос: То есть вы будете приглашать Джо-водопроводчика и Джейн-официантку вперемежку с Гордоном Брауном и Николя Саркози? Вы представляете себе такой состав гостей на государственном обеде?



Дезире Роджерс: Ну а почему бы и нет?



Владимир Абаринов: Тем не менее, на обеде в честь Сингха водопроводчиков не было, а официанты присутствовали только в качестве обслуживающего персонала.

Председатель комитета Нижней палаты Конгресса по внутренней безопасности демократ Бенни Томпсон счел инцидент настолько серьезным, что созвал публичное слушание.


Бенни Томпсон: Это слушание не о непрошенных гостях в Белом Доме. Оно не о чьем-то стремлении войти в круг знаменитостей и не о реалити-шоу. Наоборот – речь пойдет о реальных угрозах стране. Посреди всей этой суматохи мы не можем упустить из виду самый важный и неоспоримый факт, который состоит в том, что эта пара получила несанкционированный доступ на территорию Белого Дома потому, что никто из сотрудников Секретной службы не воспрепятствовал этому. Они оставались в Белом Доме потому, что никто из Секретной службы не потребовал, чтобы они удалились. Нас не волнует смятение Секретной службы. Замешательство или позор не заменяют исполнение обязанностей. От изъянов системы безопасности нельзя отмахнуться, свалив вину на сотрудников нижнего звена. Налицо несомненный провал планирования и исполнения, допущенный аппаратом службы в целом. Нам всем очень повезло, что дипломатическое торжество не превратилось в ночь террора.



Владимир Абаринов: На вопросы конгрессмена Томпсона отвечает директор Секретной службы США Марк Салливан.


Бенни Томпсон: Объясните для протокола: если лицо отсутствует в списке, какова дальнейшая процедура?

Марк Салливан: Такому лицу не будет позволено пройти через контрольно-пропускной пункт. В данном конкретном случае протокол предусматривает, что наш сотрудник должен доложить непосредственному начальнику, а тот должен связаться с кем-либо из аппарата Белого Дома. Они сообща должны принять решение. Кроме того, мы должны проверить, значится ли это имя в предварительных списках.


Бенни Томпсон: Поскольку этих лиц не было в списке, они не прошли проверку, так ведь? Вы полагаете, они не представляли угрозы гостям, присутствовавшим на обеде?


Марк Салливан: Сэр, я, как и все, весьма удручен тем, что эти люди смогли оказаться в Белом Доме. Тем не менее, они прошли многоуровневую проверку, какую проходит каждый посетитель этого здания. Я охотно расскажу об этих уровнях проверки в закрытом заседании. Однако, что касается угрозы, то на основании того, что я слышал, видел и о чем мне докладывали, могу утверждать, что они не представляли опасности для президента.

Владимир Абаринов: Тарик и Микаэла Салахи тоже приглашались на слушание, однако их адвокат заявил, что супруги пока воздержатся от комментариев. Отказалась явиться в Конгресс и Дезире Роджерс. Белый Дом при этом сослался на так называемую “привилегию исполнительной власти”, которая защищает советников президента от дачи публичных показаний. Заместитель председателя комитета республиканец Питер Кинг считает такой ответ неприемлемым.


Питер Кинг: Я считаю это неправильным, это обструкция, это оскорбление нашего комитета. Запрос в Белый Дом был направлен от имени обеих фракций Конгресса, господин председатель. Белый Дом гордится своей открытостью, своим стремлением к сотрудничеству, но в данном случае он препятствует нашей деятельности. Я намерен сделать все от меня зависящее, чтобы вы, господин председатель, направили повестку супругам Салахи, но я также считаю, что мы должны направить повестку и Дезире Роджерс.



Владимир Абаринов: Таким образом, тема открытости Белого Дома приобрела новый смысл. Впрочем, Бенни Томпсон не видит в случившемся вины Дезире Роджерс.


Бенни Томпсон: Салахи не значились в списке. Их не остановили. Следовательно, секретарь по протоколу не несет ответственности за случившееся. Она планирует мероприятие, а не обеспечивает его безопасность.



Владимир Абаринов: Сюжет о незаконном проникновении в Белый Дом бурно развивается. Стоит добавить, что на территорию президентской резиденции периодически проникают посторонние лица, в том числе безумцы. Но никогда прежде им не удавалось даже близко подойти к президенту. Для супругов Салахи эта удача еще может обернуться уголовным преследованием.


Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG