Ссылки для упрощенного доступа

Памяти правозащитницы Людмилы Торн


В США на 75-м году жизни скончалась многолетний сотрудник нью-йоркской правозащитной организации Freedom House Людмила Торн. Американка русского происхождения много сделала для практической помощи как советским диссидентам с громкими именами, так и совершенно безвестным советским людям, попавшим в беду.

Правозащитник Павел Литвинов говорит, что Людмила Торн у многих оставила о себе благодарную память:

– Я встретил ее в Италии, где она тогда работала учреждении, которое рассылало книги, изданные на Западе, в Россию. Это был год моей эмиграции, соответственно, в марте или апреле 1974 года. С тех пор я ее встречал много раз. Самое главное в Люсе Торн (мы ее все звали Люся), что она любила абсолютно, полностью Россию и русское сопротивление, этому она посвятила свою жизнь. Бескорыстно и бесконечно она помогала всем, все эмигранты прошли через ее дом, она работала переводчиком для них всех, она старалась помочь им адаптироваться в Италии, потом в Америке. Ее сердце было полностью с Россией. Она, может, не всегда все проблемы понимала, но она все время помогала. А я помню, что она помогала многим людям, таким как поэт Мандель (Наум Коржавин) и русским солдатам из Афганистана, бывшим пленным, за которыми она ездила в Афганистан. То есть это было широчайшее поле колоссальной помощи и веры в то, что ее работа нужна. А потом она работала в "Доме свободы".

– Вы упомянули "Дом свободы" или Freedom House. А чем конкретно она там занималась?

– Freedom House занимался сбором материалов об успехах и неудачах демократии во всем мире. Она была главным исследователем по России. Она была особенно предана Солженицыну. Много лет помогала Буковскому. Она была человеком восторженным. Она буквально почитала тех людей, которые выживали в лагерях, боролись с КГБ и так далее.

Я очень ее зауважал за ту поездку в Афганистан, за то, что она привезла этих солдатиков, которые ничего не понимали. Она практически вытащила их в Америку, мальчишек, которых забрили в армию, которые попали в этот круговорот. Это была целиком ее заслуга.

В архиве Радио Свобода сохранилась сделанная в 1983 году запись беседы с Людмилой Торн, где она как раз рассказывает об этой афганской поездке:

– Я же два года старалась устроить эту поездку. Я принимаю участие в таком проекте, называется "Радио свободный Кабул". Этот факт мне помог приехать, потому что у меня уже контакты возникли в Пешаваре в Пакистане с моджахеддинами. Я поехала. 3 февраля была в Афганистане, там пробыла почти три дня.

Я уже с самого начала этой несправедливой войны, конечно, подумала, как и многие русские люди: что делают советские солдаты в Афганистане, почему им там надо умирать, за что? Я знала, конечно, что у этих солдат нет выбора. Им приходится умирать за то, во что они не верят. Сначала, когда повстанцы не брали живых пленных, их убивали, это было ужасно. Я решила дать возможность солдатам передать их мысли, чтобы мир услышал их голоса и чтобы люди поняли, в каком тяжелом положении они находятся. Я поехала с телевизионной группой, с ABC, которые сняли все, и программу показали в Америке.

Я разговаривала с семью солдатами. Шесть их них сами дезертировали, как один молодой солдат мне сказал, Сергей Мещерляков, когда я его спросила "Сережа, почему советские солдаты сдаются", он сказал: "Поймите, мы не сдаемся, мы переходим по собственному личному убеждению, что это несправедливая война, это бессмысленная война, и мы не хотим умирать за эту несправедливость". Моджахеддины их содержат хорошо, гуманно, не так, например, как содержат пленных моджахеддинов коммунисты и армия Бабрака Кармаля. Они едят то же самое, что моджахеддины – рис, суп. Четверо из солдат, с которыми разговаривала, изучают сейчас Коран и фарси. Четверо уже хорошо болтают на фарси. И эти четверо очень хотят приехать в Америку. Один солдат закричал, когда я уезжала: "Людмила, возьмите меня с собой, я не хочу возвращаться в Советский Союз!". Они понимают, что с ними там может быть. Седьмой мальчик, 19-летний Мансур Аладинов из Ташкента, сам не перешел, его взяли в плен 5 января этого года.


Известной правозащитницы Людмилы Торн не стало во вторник.
XS
SM
MD
LG