Ссылки для упрощенного доступа

Революция начиналась в Тимишоаре


В Тимишоаре вспоминают события двадцатилетней давности.
В Тимишоаре вспоминают события двадцатилетней давности.
В Румынии в эти дни проходят мероприятия, посвященные 20-летию драматических событий, приведших к падению коммунистической диктатуры. Жертвами столкновений стал не только диктатор Николае Чаушеску, расстрелянный революционными силами после короткого суда, но и тысячи граждан (точное количество до сих пор не известно). А начинались массовые волнения в городе Тимишоара на западе страны.

В Тимишоаре проходит основная часть траурных торжеств, посвященных 20-летию начала румынской революции. Траурных даже чисто визуально, поскольку на улицах вывешены национальные флаги, украшенные черными ленточками. Это действительно грустный праздник: с одной стороны - обретение свободы, с другой - поминовение погибших. В главном кафедральном соборе Тимишоары прошло поминальное богослужение, а затем на кладбище героев, где находится мемориал, посвященный жертвам революции, состоялась поминальная церемония. Столы были накрыты, и люди в соответствии с народными обычаями вспоминали своих родственников.

Почему Тимишоара стала первым звеном в той "ядерной" реакции, которая привела к падению режим Чаушеску? События начались именно здесь конфликтом вокруг Ласло Токеша, венгра по национальности, священника венгерской реформатской церкви. Власти преследовали этого человека, известного своими диссидентскими взглядами. Когда его пытались выслать из города, вначале взбунтовались прихожане его церкви, а затем и другие граждане (Тимишоара очень многонациональный город) подключились к этим выступлениям. И, пользуясь известной цитатой, из искры разгорелось пламя: напряжение в обществе было таково, что полыхнуло здесь, а затем – дальше, по всей Румынии.

Обозреватель Радио Свобода Владимир Ведрашко 20 лет назад был в Румынии свидетелем всех этих событий. Сегодня он отвечает на вопрос, почему именно в Румынии крах коммунистической диктатуры оказался таким кровавым и драматичным?
Гнев, недовольство постепенно достигли такой концентрации, что общество буквально взорвало

- Мне кажется, что в отличие от других восточноевропейских стран, где шли реформы, в Румынии ничего подобного не было. Гнев, недовольство постепенно достигли такой концентрации, что общество буквально взорвало. Вот почему в стране были жертвы и огромное количество раненых. Сколько их было – никто точно не знает. На городском кладбище в Тимишоаре нельзя не обратить внимание на множество могил, на которых написано "неизвестный мученик революции".

- А у румын есть ощущение, что эти жертвы были не напрасными?

- Точного ответа нет. Жизнь, безусловно, предоставила румынам гражданские и экономические свободы, страна динамично развивается, люди открыты и приветливы. Это - с одной стороны. Но когда разговариваешь с людьми, занимающимися бизнесом, то обнаруживаешь, что они недовольны тем, как проводятся реформы. Высказывают претензии властям за то, что за 20 лет не удалось побороть коррупцию. И сетуют на бесполезность принесенных жертв: мол, как нас обманывали при том режиме, так обманывают и при этом.

- Двадцать лет назад румыны выходили на массовые демонстрации с лозунгом "Нет коммунизму!". Каков мог бы быть сегодня главный лозунг для рядового румына?

- Обычному жителю не хватает крепкой, надежной государственной власти, которой можно доверять. Сегодня общим, единым для румын лозунгом может быть такой: "Хотим демократическое и эффективное правительство".
XS
SM
MD
LG