Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

Литовцы вспоминают Сибирь


Депортируемые в Сибирь литовцы в вагоне поезда.
Депортируемые в Сибирь литовцы в вагоне поезда.
Житель Литвы Гинтаутас Алекна уже 20 лет все свои отпуска проводит в российской Сибири, отправляясь с рюкзаком в места, куда в 40-х годах 20-го века сталинский режим выслал многие десятки тысяч литовцев. Он собирает сведения о ссыльных, разыскивает старые кладбища и приводит захоронения в порядок.

Гинтаутас Алекна – по профессии телеоператор. Он вырос в семье ссыльных литовцев, потом возвратившихся на родину. Гинтаутас уже побывал в самых отдаленных местах России – в Иркутской и Томской областях, в Красноярском крае, в республике Коми и в Бурятии, а также в Казахстане. Недавно он совершил свою 29-ю поездку по местам депортации соотечественников – на сей раз это были Воркута и Инта, где путешественника ждали тамошние краеведы, журналисты и – заброшенные могилы литовцев.

Гинтаутас говорит, что все его поездки – попытка восстановить историческую справедливость, отдать дань памяти безвинно пострадавшим. Из экспедиций он привозит документы, фото и видео-материалы, которых в Литве с особым волнением ждут бывшие ссыльные и их потомки.

Таким поездкам предшествует большая исследовательская работа с архивами, которую Гинтаутас ведет вместе с единомышленниками в клубе "Lemtis", что по-литовски значит "судьба", и литовским Музеем истории сопротивления. В годы сталинских репрессий не менее 150 тысяч жителей республики, в основном литовцев, а также поляков, белорусов, русских, евреев, были сосланы в отдаленные районы СССР – как "неблагонадежные". Это была элита тогдашней Литвы: учителя, врачи, инженеры, владельцы крепких сельских хозяйств, священники.
- 80 процентов литовских захоронений мы уже посетили, – говорит исследователь, – не были только на Дальнем Востоке.

В свои непростые путешествия Алекна отправляется как один, так и с товарищами. Сопровождает он и исторические экспедиции литовской молодежи под названием "Миссия Сибирь".

- Парней в этих поездках, конечно, больше, чем девушек, все же работа физически тяжелая, с лопатами, топорами – приходится поднимать кресты, иногда бетонные конструкции, памятники, как, например, в прошлом году в Бирюсинске. Иногда берем инструменты напрокат у местных жителей – бензопилу, например. Еду с ребятами, потому что знаю, где кладбище находится, что там нужно делать, – рассказывает Гинтаутас Алекна.

- Какова реакция местных жителей на ваше появление?

- У всех – положительная. Очень часто, особенно от русских женщин, я слышал: "Какие вы молодцы! Вот бы наша молодежь так делала".

- В Литве тоже считают, что российской молодежи это было бы нужно, ведь больше всего земля тех мест усеяна косточками именно россиян…

- Проблема общая, и общими усилиями такую работу вести – было бы полезно для молодежи с обеих сторон. Между собой подружились бы! Добрососедские отношения улучшались бы.

- Есть люди, которые, напротив, считают, что не нужно ворошить прошлое: это мешает строить настоящее. По их мнению, ваша деятельность вредна – она поднимает старые обиды, настраивает народы друг против друга.

- Общая работа в любом случае полезна. Очень нужно, чтобы литовская и российская молодежь дружила. Враждовать, живя рядом, – это не выгодно никому, – уверен Гинтаутас Алекна.

Ныне живущая в Вильнюсе пенсионерка Дангира Березовская пережила ужас ссылки 1941 года, будучи двухлетней девочкой – всю её семью из Литвы вместе с соотечественниками отправили в Якутию. В вагоне для скота. Женщина вспоминает:

- Нас высадили прямо в тундре, на берег моря Лаптевых, где не было ничего, кроме нескольких юрт. Их обитатели, якуты, и помогли нам выжить. Я видела, как люди вокруг умирали от холода, голода, болезней и лишений, нары стояли в шаге друг от друга… Спасала доброта местных жителей и вера (по вечерам собирались и молились, хотя ещё дома энкавэдэшники сорвали позолоченные крестики с нас, в том числе с детей). У меня там столько друзей осталось! А литовцы-"лаптевцы" – те, с кем все это пережили, – для меня самые родные люди.

Гинтаутас Алекна в прошлом году побывал в тех краях, хотя и с трудностями: сотрудники российских спецслужб сначала не давали ему разрешения – берег моря Лаптевых, по его словам, сейчас строго режимная зона. В конце концов поездка все же состоялась, а якутская девственная суровая природа путешественника очаровала, как никакая другая.

- Очень мне помогли работники министерства культуры Якутии. И сотрудники администрации Ленского района – безукоризненно! Я ездил в места, где были лагеря и урановые рудники, на которых работали заключенные. Земли малонаселенные, расстояния огромные, везде горы и тайга, все трудно, все с проблемами! Край суровый, но он притягивает. Я бы с удовольствием попутешествовал там просто как турист, – признается Гинтаутас Алекна.

Вильнюсский студент Мартинас Йочис, участник экспедиции "Миссия Сибирь", делится впечатлениями о поездке в Бурятию:

- Жили и в палатках, и у местного населения. Было очень интересно. Самый яркий момент – очень дальняя дорога, 6 тысяч километров, Забайкалье. И что мы увидели в одной деревне? Кладбище с литовскими надписями. Ехал так далеко, а тут почувствовал себя, как дома! Бывают пожары, и – все кресты сгорели, там мы наводим порядок. А есть и хорошо сохранившиеся комплексы: рядом с русским кладбищем – литовское. Красиво.

- В чем состояло ваше личное открытие России?

- Что все люди там, в Сибири, нам помогали: давали транспорт, молоко. Когда мы хотели заплатить, они не брали денег. Далеко в тайге – там люди особенно теплые.

Мартинас Йочис поведал и о потрясшем его случае. К ним в Бурятии подошел местный житель, русский, и рассказал, что его отец знал ссыльных литовцев, очень их уважал и на смертном одре завещал ему: "Если когда-нибудь приедут люди из Литвы, обещай, что обязательно покажешь им могилы сородичей". Этот человек помогал литовской экспедиции "Миссия Сибирь".

(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы – дневной выпуск".)

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG