Ссылки для упрощенного доступа

Духовное образование - продолжение


Православное профессиональное образование:

Кто и зачем поступает в духовные училища, семинарии, академии? На этот вопросы в "Классном часе Свободы" отвечают проректор Петербургской духовной академии священник Владимир Хулап, директор центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров, секретарь ученого совета Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов, а также сами семинаристы.


Две истории, которые были записаны при подготовке программы "Классный час":

История семинариста Максима Бурдина

Тамара Ляленкова: Но все-таки откуда у вас это стремление к духовному образованию? Вряд ли средняя школа вам привила такой интерес.

- У меня был еще и опыт церковного послушания. Начинал я чернорабочим в одном из монастырей Астрахани, потом Господь привел меня к алтарю, я стал служить в алтаре Успенского Кафедрального собора в Астраханском Кремле – одном из древнейших храмов нашего города. В итоге как-то получилось так, что отец настоятель поставил меня старшим пономарем. А потом после университета, когда я уже определился в семинарию, меня перевели сюда.Тамара Ляленкова: Трудно было попасть в семинарию?

- Было четыре собеседования, и, если не ошибаюсь, восемь экзаменов. Нас поступало 160 человек. Взяли 93, сейчас нас – 50. Некоторые ушли на заочное отделение и сейчас служат клириками в храмах Москвы, в регионах России. Так получилось, что на наш курс набрали много людей с высшим образованием. Они проучились на первом курсе и поняли, что для них это просто, написали прошение, сдали разницу академических планов, и их перевели сразу на следующий курс. Ушли сразу человек 15, наверное. Двое у нас ушли самостоятельно, один – на первом курсе, второй – на втором. Остальных отчислили.

– Отчислили – из-за чего? Очень строгий режим, трудный распорядок?

- Дело не в режиме, а в том, как человек его переносит. Кому-то график семинариста дается легко, кому-то тяжело. У кого-то проблемы скрыты на более глубоком уровне. И все решает опять-таки преподобный – кому здесь быть.

– Какие были экзамены? И как готовятся к таким экзаменам?

- Готовился я по пособиям, которые находятся на нашем сайте. Это Закон Божий, затем меня испытывал наш настоятель - регулярно, постоянно, каверзные вопросы мне задавал. Что касательно экзаменов, то это общая церковная история, история Русской церкви, Катехизис, Новый Завет, Ветхий Завет, Устав церковный, диктант, пение, знание церковнославянских молитв и четыре собеседования. Собеседование с проректором по воспитательной работе, затем старшим помощником, совет духовников - старцы из Лавры приходят. И еще было одно собеседование с проректором по научной работе.

– Вы, я знаю, недавно женились. Опять-таки это бывает проблемой для людей, которые заканчивают семинарию и должны идти в приход. Надо найти себе жену, и это бывает трудно, потому что все-таки жизнь в семинарии предполагает достаточно небольшой круг общения. Как вам удалось найти жену?

- Она училась здесь, закончила в прошлом году регентское отделение. У нас свадьба была буквально неделю назад. Тоже никаких сомнений не было. Здесь нет человеческой воли, она куда-то пропадает, на самом деле нами здесь руководит высшая сила. Действительно понимаешь, что здесь есть живой человек, который умер 6 веков назад, преподобный Сергий. Если бы вы побыли в Лавре подольше, вы бы в этом убедились. И многие, кто здесь учился, кто здесь жил, кто просто здесь бывал, говорят, что это реально живой человек. Я его просил, я ему молился, и Мария молилась ему. И так сложилась наша семья.

– Я знаю, что некоторые студенты ходят к мощам Сергия Радонежского чуть ли не каждое утро. Это такая студенческая традиция?

- Особое молитвенное обострение, когда молитвы из стен академии бьют столбом, это сессия. Это всегда так было, всегда есть и будет. А что касательно утренних посещений преподобного Сергия, то каждый день, исключая праздники, в 5:30 совершается братский молебен. Собираются все братья монастыря, приходит владыка-наместник и некоторые из наших студентов, кто в силах. Потому что не все в силе, график тяжелый, не каждый день можно проснуться в 5 утра. Конечно, нельзя встать в 5:29 и быстро побежать, нужно в чувство прийти, чтобы голова просветлела, но кое-кто из ребят ходит. И есть некоторые, которые делают это регулярно, каждый день.

Эдуард Волков, семинарист из Венесуэлы:


- Начинал я учиться в Джорданвилле, в США. Там есть Святотроицкая семинария, я учился там четыре года. После этого меня послали сюда на год, чтобы выучить русский язык. И я сам хотел. Конечно, есть трудности: понимать русский язык сложно, и объяснить, и говорить, и писать. Самое сложное – это писать на русском языке. Я думал раньше, что я пишу достаточно хорошо, но приехал сюда и увидел, что это не так.

– Сколько человек в комнате семинарского общежития, где вы живете?


- У нас сейчас живет 13 человек. Обычно 13-15 человек. Все разные, но хочу сказать, что это не так плохо. Даже приятно, потому что можно общаться, говорить, помогать друг другу. Это очень хорошее общение.

В Каракасе у нас есть два храма, в одном из них священник мой дедушка, там маленький приход. Дедушка был рукоположен в Венесуэле, он раньше не был священником, жил в Сербии, хотя и русский. Это случилось из-за Второй мировой войны.

– Вы предполагаете, что вы станете священником, будете служить в том же храме, где служит ваш дедушка? И как живет в Венесуэле русский священник? Вы ведь знаете, что в России он живет на деньги прихода?

- У нас в Каракасе тот, кто хочет поступать в священники, должен иметь второе образование. Мой дедушка – священник, но он также зубной врач.

– Он одновременно работает как дантист?


- Да, потому что там мало православных и жить от прихода нельзя. Ну да, помогают священнику, но помогают недостаточно.

– Вы уже решили, выбрали свой путь?

- Пока, я думаю, еще слишком рано. Но я хочу быть священником.

– А какой может быть вторая профессия, если вы решитесь быть православным священником в Венесуэле?


- Я хочу, как мой дедушка, пойти в медицину, физиотерапия, наверное. Это очень интересно, тоже помогает людям, не душе, а телу.

– Физика и дух – в этом всегда таится некое противоречие. Как быть?


- Не знаю. Я просто подумал об этом, потому что должно помогать и телу, и духу человека в этом мире.


Напоминаю вам, что программу
"Классный час" веду я, Тамара Ляленкова. Программа выходит по воскресеньям в 18 часов, повторы – в ноль часов и в 6 утра в понедельник

Послушать выпуск о православном образовании.
XS
SM
MD
LG