Ссылки для упрощенного доступа

Правозащитники заслужили Нобелевскую премию


Светлана Ганнушкина
Светлана Ганнушкина
Одним из претендентов на Нобелевскую премию мира стала Светлана Ганнушкина – председатель комитета "Гражданское содействие", руководитель программы правозащитного центра "Мемориал" "Миграция и право", член Совета правозащитного центра "Мемориал". Кандидатуру Ганнушкиной выдвинула Эрна Сольберг, лидер Консервативной партии Норвегии, которая дала интервью Радио Свобода.

- Госпожа Сольберг, как отбирается круг людей, обладающих правом выдвижения кандидатов на Нобелевскую премию мира?

- Я являюсь депутатом норвежского парламента - стортинга. Согласно уставу Нобелевского фонда, члены национальных парламентов имеют право выдвигать кандидатов на Нобелевскую премию мира. Окончательное решение о присуждении премии принимают пятеро членов Нобелевского комитета Норвегии, однако сама возможность номинации открыта всем парламентариям.

- Чем продиктовано ваше решение выдвинуть на Нобелевскую премию мира российскую правозащитницу Светлану Ганнушкину и общество "Мемориал"?

- У меня были веские причины для выдвижения этих кандидатур. Я наблюдала за деятельностью российских правозащитников на протяжении нескольких лет, будучи заместителем председателя норвежского парламентского Комитета по иностранным делам. Мы изучали процесс развития российского общества, при этом особенное внимание уделялось Чечне и другим республикам Северного Кавказа, где были проблемы с правами человека. И общество "Мемориал" на протяжении всех этих лет выполняло громадную работу - особенно в плане документации фактов нарушения прав человека, оказания бесплатной консультативной помощи гражданам, а также подготовки документов для передачи дел в Европейский суд по правам человека. Светлана Ганнушкина же, как руководитель программы правозащитного центра "Мемориал", активно разрабатывала механизмы решения общих и конкретных проблем беженцев, а также участвовала в разработке законодательства, касающегося прав беженцев и перемещённых лиц.
Всё большей проблемой для российских правозащитников является работа в тех регионах, где людей похищают и убивают лишь за то, что они обращают внимание властей на отсутствие законов и гражданских свобод

События последних лет были омрачены гибелью нескольких активных членов общества "Мемориал", один из самых известных случаев - это похищение и убийство в 2009 году чеченской правозащитницы Натальи Эстемировой. И, обращая внимание мирового сообщества на работу российских правозащитников, мы помогаем таким образом людям, активно борющимся за права человека и рискующим при этом своими жизнями.

- Общество "Мемориал" давно и активно сотрудничает с правозащитными организациями Норвегии. В каких формах проходит это сотрудничество?

- Самую долгую историю сотрудничества с "Мемориалом" имеет, пожалуй, Норвежский Хельсинкский комитет – он поддерживал деятельность российских правозащитников и словом и делом, а некоторые норвежские активисты пытались помогать российским коллегам на местах. Я сама тоже принимала участие в этой поддержке, поскольку как политик убеждена, что хорошо функционирующее гражданское общество является условием для развития демократии.

Могу сказать, что для нас это очень важная тема, потому что сейчас в Норвегии находится значительное количество беженцев из Чечни. Кроме того, всё большей проблемой для российских правозащитников является работа в тех регионах, где людей похищают и убивают лишь за то, что они обращают внимание властей на отсутствие законов и гражданских свобод.

Конечно, сейчас на Северном Кавказе всё меньше военной активности, но власти региона продолжают практику нарушений прав человека, в Москве же стараются этого не замечать. Повторюсь, что российские проблемы для нас очень важны - ведь мы с вами соседи и мы хотим иметь хорошие отношения с Россией, но не за счёт недооценки важности гражданских свобод. Мы поддерживаем построение гражданского общества в России, но реалии сегодняшнего дня таковы, что помощь, которую мы раньше могли оказывать российским правозащитникам, сейчас серьезно затрудняют новые российские законы.

- Как вы полагаете, можно ли считать правозащитное движение в России состоявшимся?

- Я думаю, что в российском правозащитном движении есть несколько ключевых персон - в том числе, журналистов и адвокатов - проделавших большую работу по документированию нарушений прав человека. Это касается насильственного призыва в армию, отсутствия нормальных условий содержания в тюрьмах, а также проблем с законом в российской судебной системе, особенно на Северном Кавказе. Правозащитные организации испытывают всё больше и больше трудностей в своей повседневной работе, и я полагаю, что присуждение Нобелевской премии и, соответственно, привлечение мирового внимания к деятельности российских правозащитников поможет им в противостоянии с властями. Ведь головной боли прибавится не только у тех, кто в Кремле, но и у администрации Чечни, если вдруг что-то случится с всемирно известными правозащитниками.

- Норвежские СМИ утверждают, что вы пошли на это выдвижение, чтобы поставить в неловкое положение своего давнего политического оппонента — главу Нобелевского комитета и генсека Совета Европы Турбьёрна Ягланда, который не раз говорил, что считает Россию важной частью Совета Европы.

- Я могу однозначно сказать, что предложила бы кандидатуру Ганнушкиной и группы "Мемориал" в любом случае – кто бы ни стоял во главе Нобелевского комитета Норвегии. Разумеется, были дискуссии по поводу совмещения Турбьёрном Ягландом деятельности на посту генерального секретаря Совета Европы и его руководства Нобелевским комитетом. Но господин Ягланд сказал, что эти две должности вполне совместимы и он абсолютно независим в своей работе. Я ему верю, но если он действительно независим, то остаётся надеяться, что мы увидим и решение, подтверждающее его слова. Впрочем, отнюдь не позицию Турбьёрна Ягланда следует считать самой важной проблемой. Проблемой является ситуация на Северном Кавказе - и вот она-то и нуждается в освещении, об этом и надо говорить. Норвежская пресса любит обвинять местных политиков в чём угодно, но в данном случае номинация госпожи Ганнушкиной не является элементом внутриполитической борьбы в Норвегии, это работа по защите прав человека.
XS
SM
MD
LG