Ссылки для упрощенного доступа

Футбол на благо корпораций


Виталий Мутко считает себя "моральным президентом" РФС
Виталий Мутко считает себя "моральным президентом" РФС
Одна из главных тем минувшей недели – выборы нового президента Российского футбольного союза и открывшиеся в этой связи перспективы развития российского футбола. Гости Радио Свобода - спортивные обозреватели Олег Винокуров и Сергей Микулик.

- Давайте начнем с подведения итогов эпохи Виталия Мутко, который больше четырех лет руководил Российским футбольным союзом. Его выступление на конференции РФС, как говорят люди, которые следили за ним, было ярким, он употреблял такие слова, как "адский труд", "волшебная палочка" и заявил, что был бы счастлив, если бы сейчас возглавил Российский футбольный союз, поскольку готова программа развития футбола и остается только продолжать с блеском начатое. Сергей, как вы оцениваете итоги пребывания во главе Российского футбольного союза Виталия Мутко?

Сергей Микулик: Виталий Леонтьевич вообще закончил выступление словом "прорыв", а начинал он, если помните, с того, что наговорил много всего нехорошего про своего предшественника. Потому что если отмотать ленту назад, то Вячеслав Колосков, несмотря на присущие ему недостатки, выбирался на пост президента РФС не самым корректным образом. И когда Мутко заступил на пост, он начал с того, что разогнал предыдущую команду, и как ни прискорбно будет признать, не собрал своей. Потому что за время его пребывания менялись некоторые люди, но исполнителей на ведущие должности толком найти не смогли. То есть это был театр одного актера, чем-то напоминавший партию ЛДПР. Виталий Леонтьевич был в единственном числе. И особенно это сказалось, когда он скоропалительно закончил работу по указанию Дмитрия Медведева, а Гус Хиддинк оказался в Амстердаме, заброшенный, забытый, - по собственной инициативе, конечно, но с ним никто не мог связаться, поскольку не было полномочий.
У нас непорядок с внутренней организацией хозяйства, но это для всех начальников глубоко второстепенно, потому что им нужны международные успехи для отчета

- Олег, Виталий Мутко говорит о том, что он морально будет руководить РФС еще около пяти лет, а это как раз срок полномочий нового президента Сергея Фурсенко. Как вы считаете, новый начальник Российского футбольного союза – это самостоятельная фигура?

Олег Винокуров:
Конечно, нет. Дело в том, о его самостоятельности можно было бы рассуждать, если бы он пришел на этот пост нормальным путем. Вы употребили по инерции слово "выборы президента Российского футбольного союза". Но мы же понимаем, что выборов никаких не было. Через три дня после ухода Мутко было известно, что его сменит Фурсенко, а игрокам "Зенита", например, об этом сказали еще прошлой осенью. Все мы это знали, и никаких иллюзий на этот счет не строил никто. Поэтому, конечно, это человек назначенный, преемник Мутко по очень многим позициям, в том числе и по "зенитовской" или, если хотите, по "питерской". Поэтому на самом деле я не вижу разницы принципиальной, кто будет руководить, Мутко или Фурсенко. Так что разницы здесь никакой. На ваш вопрос, самостоятельная ли это фигура, надо троекратно ответить: нет.

Звонок слушателя:
Господин Фурсенко объявил о грандиозных международных планах. Скажите, пожалуйста, а за внутреннее состояние дел кто будет отвечать? Я только что слышал, что снялась с чемпионата России "Москва", неизвестно, что будет с самарскими "Крылышками". Это все в епархии РФС, или Министерство спорта должно этим заниматься? Где проходит граница между ответственностью Российского футбольного союза и Министерством спорта?

Сергей Микулик: Конечно, это прежде всего футбольная епархия. Хотя Виталий Леонтьевич такой человек, который берется отвечать за все и, наверняка, в футбол будет продолжать вмешиваться. Только будет ли это на пользу самому футболу – большой вопрос. А насчет того, что у нас непорядок с внутренней организацией хозяйства, но это для всех начальников глубоко второстепенно, потому что им нужны международные успехи для отчета. И собственно завлечение в страну Хиддинка,и успех на чемпионате Европы – это, мягко говоря, едва ли не единственные достижения Виталия Леонтьевича.

- Процитирую формального кандидата на пост президента Российского футбольного союза Алишера Аминова. Глава Фонда развития футбола сказал, что "российские сборные и клубы играют плохо, хороших тренеров в стране мало, на стадионах царствуют расизм и вандализм. Очевидны договорные матчи и подкупы судей". Вы согласитесь с таким анализом ситуации в российском футболе?

Олег Винокуров: Конечно, а как здесь не согласиться – это общие слова. Мутко тоже признавал все эти позиции. Например, когда он с удовлетворением рапортовал, что договорных матчей в российском футболе стало меньше, мы же понимаем, он же не уточнил, насколько меньше, меньше чем когда, меньше, чем где. Значит, он тоже все это признавал. Я бы, может быть, чуть-чуть уточнил, что уж отношения к клубам Российский футбольный союз не имеет никакого, потому что, во-первых, это дело Российской футбольной премьер-лиги, а во вторых, финансирование клубов – это совершенно не епархия РФС, он этим не занимался, не занимается и хоть за это отвечать не будет. Уже слава Богу!

Просто у нас так получается, что Российский футбольный союз сузил свою зону ответственности просто до организации тренировочных сборов для национальных команд. Это, кстати, произошло еще при Вячеславе Колоскове. Когда ему говорили: как же так, никто не играет, сборная провалилась, - он отвечал: а какие претензии к РФС? Сбор организовали на Кипре, в Турции, сбор провели, соперников нашли, с базой проблемы были, с визами проблемы были, с гостиницами? Нет? Вот и все, что вы от нас хотите? РФС выполняет все свои обязанности на сто процентов.

- Олег, а по уставу входит в полномочия РСФ заниматься футбольными делами, в частности, карамболем с клубами "Москва" и "Алания"?

Олег Винокуров: Нет, решать вопросы, связанные с регламентом проведения конкретных соревнований, в частности, чемпионата России в премьер-лиге, РФС не должен. Они могут попытаться помочь, им только скажут спасибо, если они найдут новых спонсоров, владельцев, помогут чем-то. Да, но за это они совершенно не отвечают, это их не должно интересовать.

Звонок слушателя: Я бы хотел через Радио Свобода спросить функционеров футбола: как финансируется каждый клуб, как формируется его открытая система, чтобы мы, как зрители, как болельщики имели четкие представления, откуда идет финансовый поток, кто является у руля этого финансового потока, какие государственные корпорации? Второй вопрос - сама политически-организационная составная. Понимаете, я смотрю не как спортсмен (я сам мастер спорта по вольной борьбе), смотрю именно как гражданин, как обыкновенный обыватель. Я смотрю каким образом происходит организация руководящей системы футбольного союза. Назначили Фурсенко, а был до него председатель - не хочу даже говорить, что он натворил в футболе. Но кардинально изменил всю политику российского футбола один-единственный человек – это иностранный тренер.

- Гус Хиддинк еще полгода назад был "всероссийским Гусом Ивановичем", кино про него показывали накануне игры Россия – Германия. Сейчас как-то недобро о нем стали говорить, он скрывается, не выполняет свои обязательства. Что случилось?
Российский футбольный союз сузил свою зону ответственности просто до организации тренировочных сборов для национальных команд

Сергей Микулик: Дело в том, что у него таким интересным образом составлен контракт, что других обязательств у него, кроме как получать деньги в период, когда сборная не проводит сборы и игр, вроде бы и нет. Его регулярно не могут заманить в Москву. В конце концов, он давал результат, у него есть контракт, который он отработает до конца, и тут ни Фурсенко, ни кто-то еще ничего не могут сделать. Потому что если разорвать контрактные отношения - это надо на себя взять некую ответственность, найти деньги на неустойку, и вообще это все непросто. Но с ним нужно реально договориться, работает он дальше или нет, - и тогда вести в этом направлении работу. Потому что если сейчас тренер такого уровня нужен на пару товарищеских, ни к чему не обязывающих матчей, поскольку чемпионат мира мы пропускаем, то это, конечно непозволительная роскошь.

- Сергей, у меня как у рядового болельщика создается впечатление, что Хиддинк уйдет в любом случае, едва доработает этот контракт. Вы думаете, я ошибаюсь?

Сергей Микулик: Я боюсь, что вы правы, все действительно идет к этому. Когда человек хочет остаться, он, наверное, предпринимает какие-то усилия. Он как минимум мог появиться в России, отчитаться. Кстати, в моем понимании это первейшая недоработка Мутко. Потому что Виталий Леонтьевич был недельку при власти после матча со Словенией и мог бы, наверное, пригласить своего друга для того, чтобы они вместе отчитались.

- Олег, есть ли какая-то отчетность финансирования российских клубов, контролирует это РФС или нет?

Олег Винокуров: Конечно, нет, по крайней мере, не контролирует так, чтобы это было известно нам. Должен порадоваться, насколько правильный вопрос задал слушатель. В этом заключается суть работы Российского футбольного союза, - он, естественно, не должен выяснять, кто будет "Москву" спасать, кто не будет. Но создать систему, создать законодательную, юридическую базу для того, чтобы нормально функционировал российский футбол - вот это и должен делать Российский футбольный союз. Он этого не делает.

Двух дней не прошло, когда Виталий Мутко, бывший президент РФС, вдруг бросил фразу, видимо, для того, чтобы эпатировать публику: а еще неизвестно, московское "Динамо" пройдет лицензирование или нет. Они, дескать, напокупали игроков в кредит, и надо все выяснить. Это просто фраза, которая говорит о том, что в принципе человек слабо понимает, как это должно быть организовано. Говорить футбольному клубу, что он какие-то покупки делает в кредит - вообще глупо. Все футбольные клубы покупают в кредит с помощью банков, у них же нет мешков с деньгами в кабинете президента. И предъявлять такую претензию клубу глупо и непрофессионально. Один небольшой пример - и понятно, что ничего никоим образом не контролируется.

- Сейчас в РПФЛ может быть срочно кооптирован клуб "Алания". Может быть, это частный случай, но, с другой стороны, впервые в истории российского футбола вот так снимается с соревнований клуб из-за финансовой несостоятельности. Я имею в виду клуб "Москва". А вместо него попадает в чемпионат бывший чемпион страны "Алания", который давно уже прилично не выступал на высоком уровне. Как вы относитесь к этой ситуации, "Аланию" ждут какие-то хорошие перспективы?

Олег Винокуров: Учитывая, что эта команда до последнего момента, практически до последнего тура боролась за выход в премьер-лигу, заняла в итоге третье место, она попадает по спортивному принципу, как следующая после тех, кто прошел туда по итогам чемпионата. Но она, естественно, готовилась попасть в РПФЛ, и морально, и материально. Я считаю, что это будет нормальная замена, адекватная. "Аланию" заставить выступить в премьер-лиге никто не может. Она может отказаться, тогда будут обращаться к тому, кто занял четвертое место и так далее, пока не найдут желающего. Вы говорите, что в футболе это впервые, но российский спорт это проходил в других игровых видах, в хоккее с мячом, в хоккее с шайбой, просто футбол дольше, может быть продержался в условиях кризиса. Но в принципе такое бывает – и в России, и в западном мире.
Если мы понимаем, что вопрос назначения президента РФС стал решаться на уровне "Газпрома", значит контролировать футбол просто выгодно

- Сергей, я хочу вам задать вопрос о блестящих международных перспективах, которые обещает российскому футболу Сергей Фурсенко. Олег в середине недели уже говорил об этом, он резко негативно относится к обещаниям выиграть чемпионат мира через 8 лет. Большинство экспертов думают так же. Я беседовал в эфире программы "Время свободы" с главным редактором радиостанции "Зенит" Федором Погореловым, он лично хорошо знает Фурсенко. И он осторожно сказал: Фурсенко слов на ветер не бросает. Может быть, большинство экспертов ошибаются, и все-таки у России есть какие-то перспективы. Или этого не может быть просто потому, что не может быть никогда?

Сергей Микулик: Здорово, конечно, если у начальника есть амбиции и здравая программа-минимум. Обычно мы привыкли к обещаниям. Правда, такое звучит чуть ли не впервые на моей памяти, чтобы не просто успешно выступить, войти в финал, занять призовое место, но выиграть - это внушает уважение. Если опять же за этим что-то стоит, потому что пока ничего не просматривается. То есть, перспектива сводится к тому, чтобы принять чемпионат - и тогда его легче будет выиграть. Легче с жеребьевкой на первом этапе. Хозяева должны забираться выше, чтобы финансовый успех обеспечить и зрительский интерес сохранить как можно дольше. Но вот чтобы выиграть чемпионат мира… чем это может быть обусловлено, я пока не вижу.

- Футбольные специалисты тоже говорят на эту тему. Главный тренер "Локомотива" Юрий Семин говорит, что в первую очередь нужно создать инфраструктуру, поскольку после чемпионата Европы, который пройдет в Польше и Украине, Россия намного отстанет от Украины с этой точки зрения. Олег, вы согласны с этим?

Олег Винокуров: Да, конечно. Украина строит стадионы изо всех сил - и создает всю остальную инфраструктуру. Но, конечно, смешно это всерьез обсуждать, ведь для того, чтобы выиграть чемпионат мира, не нужно обладать особой инфраструктурой. Бразилию не назовешь самой выдающейся страной в плане развитого капитализма, но у нее футбол развит. Футбол надо развивать, а для этого даже восьми лет не хватит.

- Национальная академия футбола оплачивала контракт Гуса Хиддинк, выполнив перед ним все обязательства. Академия футбола - это Роман Абрамович. Сейчас Фурсенко перезаключает с Хиддинком контракт. Понятно, кто будет платить новому тренеру сборной?

Олег Винокуров: Видимо, да. Я так понимаю, что отношения РФС с Национальной академией футбола достаточно сложные. Руководитель НАФ Сергея Капков претендовал было на место президента РФС, но потом отказался от борьбы и даже дал понять, что важные авторитетные люди намекнули ему, что, дескать, не надо. Но видимо, если он открыто об этом говорит, значит там действительно довольно сложная ситуация, может быть отношения напряглись.

- Давайте попытаемся подвести какой-то итог этой беседы: чего реально ждать от Сергей Фурсенко? При нынешнем состоянии российского футбола, при системе российской политической власти, чего реально ждать от президента Российского футбольного союза? Есть смысл ждать радикальных перемен?

Сергей Микулик: Если даже и ждать, а мы все на это надеемся, я не думаю, что они состоятся быстро, поскольку человеку нужно войти в курс дела, как бы он ни гордился своим "зенитовским" прошлым, это достаточно, согласитесь, мелкий масштаб для того, чтобы его проецировать на руководство всем Российским футбольным союзом. Чтобы вникнуть в дело, нужно время. Мне просто интересно, соберет ли он реальную команду, которой у Мутко не было. Люди приходили, уходили, но слаженности и чувства команды, коллективности я не наблюдал.

Олег Винокуров: Мне кажется, что в футбол сейчас приходят не для того, чтобы что-то делать, а для того, чтобы его каким-то образом контролировать и с него что-то "поиметь". Если мы понимаем, что вопрос назначения президента РФС стал решаться на уровне "Газпрома", значит контролировать футбол просто выгодно. Значит, кто будет думать о том, чтобы его развивать и что-то делать на благо? Видимо, расчет на то, что футбол должен существовать на благо корпораций. Но тогда ничего хорошего ждать не приходится.
XS
SM
MD
LG