Ссылки для упрощенного доступа

Игорь Сечин атаковал "Коммерсант"


Игорь Сечин проявил повышенное внимание к печатному слову.
Игорь Сечин проявил повышенное внимание к печатному слову.
Заместитель председателя правительства России Игорь Сечин подверг жесткой критике работу журналиста газеты "Коммерсант". Причиной стала публикация под названием "Сергей Лавров наверстывает упущенное Америкой", в которой говорится о начавшемся на прошлой неделе турне министра иностранных дел по Латинской Америке. Вице-премьер, который является сопредседателем российско-кубинской межправительственной комиссии, предложил журналисту "Коммерсанта" Андрею Одинцу сначала посетить остров Свободы, узнать об отношениях между странами и только потом браться за написание подобных текстов.

В статье, которая заставила Игоря Сечина резко выступить с ответным письмом, журналист "Коммерсанта" Андрей Одинец пишет о главных причинах поездки министра иностранных дел по странам Латинской Америки. По мнению автора, Сергей Лавров попытается в ходе турне развить начатое после войны на Кавказе "дипломатическое наступление" в Латинской Америке, которое в прошлом году стало захлебываться. Визит станет частью российской дипломатической экспансии в регионе, резко активизировавшейся после августовской войны 2008 года, пишет автор, ссылаясь на мнение ведущего сотрудника Института Латинской Америки Эмиля Дабагяна.

Вице-премьер в своем ответе, который сегодня опубликован в "Коммерсанте", вступился за министра иностранных дел. "Сергей Лавров – профессионал высочайшего класса и патриот своей страны. Давать оценки визиту, его содержательной части и делать далеко идущие выводы – все это требует от автора особой подготовки или особого уровня посвященности в проблематику, глубокие страноведческие знания", - пишет Игорь Сечин. На предположение о том, что Москва будет стимулировать российские инвестиции в кубинские недра, если Гавана объявит о признании Сухуми и Цхинвали, вице-премьер правительства отвечает следующим образом: "Ряд сведений в статье носят тенденциозный характер и не соответствуют действительности. Увязывание двух совершенно разных по сути вопросов, по меньшей мере, бросает тень и, более того, наносит ущерб принципам нашего сотрудничества, многолетней дружбе между нашими народами, а также доверию, приобретенному за долгие и сложные годы совместной работы".

По мнению политолога Андрея Пионтковского, письмо "Коммерсанту" - это общий вызов всему журналистскому сообществу в России:

- В своем письме Сечин дает установочные тезисы о положении журналистики в нашем обществе. Например, совершенно замечательный пассаж: "Для того, чтобы давать оценки визиту министра и вообще внешнеполитическим вопросам, требуется особый уровень посвященности". Это просто гениальное слово - "посвященность" - как бы выдает просто с головой профессионального спецслужбиста. И дальше он приводит примеры гениальных журналистов прошлого - Зорина, Фесуненко, еще кого-то, которые, конечно, той самой посвященностью обладали. Он очень сурово напоминает об ответственности пера - в том числе и перед законом - за оскорбление чувств людей, осквернение памяти и так далее.

Вот эта патетика совершенно по ничтожному поводу - это очень тревожная, на мой взгляд, выходка Сечина. Видимо, он почувствовал какие-то открывшиеся перспективы. На мой взгляд, это не столько напоминание о нашем советском прошлом, сколько, может быть, воспоминания о "светлом" будущем. Во-первых, таких слов относительно уровня посвященности никакой советский чиновник его ранга не мог бы себе позволить публично. Мы прекрасно знаем, что в неформальном "гамбургском" рейтинге правящей верхушки Сечин занимает место гораздо более весомое, чем, например, господин Медведев; и в сегодняшней ситуации глубокого концептуального кризиса власти обсуждаются разные сценарии - в том числе и такого ужесточения режима. Своим письмом Сечин показал нам, что нас может ожидать при дальнейшем углублении этого режима и его логическом развитии. Я считаю, что это просто вызов всему журналистскому сообществу.

"Журналист с гражданской позицией должен осознавать всю ответственность своего пера, в том числе перед законом, если написанное им оскорбляет чувства других", - продолжает критиковать в своем письме Игорь Сечин. В конце вице-премьер предлагает журналисту для начала отправиться на остров Свободы и посетить мемориалы кубинским и советским воинам-интернационалистам: "Это позволит понять, что на Кубе помнят, почитают и умеют ценить дружбу и товарищество". Ответ крупнейшей российской газете заместителя председателя правительства комментирует политолог Станислав Белковский:

- Игорь Сечин, как и его начальник Владимир Путин - люди по своему происхождению и существу непубличные. Они никогда не занимаются пиаром или общением с прессой, когда у них все хорошо. Их бизнес всегда любил и любит тишину, равно как и их деньги. Поэтому если Игорь Сечин решил неожиданно выйти на публичную авансцену и прочитать лекцию журналистам в форме статьи в газете "Коммерсант" - значит, хорошо, как минимум, не все. И, скорее всего, оспариваемая Сечиным статья в "Коммерсанте" опиралась на достаточно серьезные фактические источники, в том числе в Министерстве иностранных дел.

К тому же, я полагаю, что Игорь Сечин не столько писал эту статью в "Коммерсанте", сколько диктовал ее по телефону. Фактически это запись гневной речи российского вице-премьера; стилистика коммерсантского текста косвенно на это указывает. Я думаю, здесь имели место определенные договоренности между Сечиным и владельцем "Коммерсанта" Алишером Усмановым, поскольку сам жанр вовсе не является для "Коммерсанта" традиционным. Так или иначе, он, подобно Путину, который недавно включился в пиар-кампанию по делу Ходорковского (видимо, почувствовав, что это дело уходит из его прямого и непосредственного контроля), тоже чего-то чувствует. И эти яркие ощущения заставляют Игоря Сечина с удвоенной энергией заниматься информационными атаками, чего раньше этот тихий и спокойный менеджер путинского звена себе не позволял...

В издательском доме "Коммерсант" прокомментировать письмо Игоря Сечина отказались.
XS
SM
MD
LG