Ссылки для упрощенного доступа

Отношения Москвы и Сухуми обрели базу


Дмитрий Медведев и Сергей Багапш: дружба навеки?
Дмитрий Медведев и Сергей Багапш: дружба навеки?
В Кремле сегодня прошли переговоры президентов России и Абхазии Дмитрия Медведева и Сергея Багапша. В ходе российско-абхазской встречи министры обороны двух стран Анатолий Сердюков и Мераб Кишмария подписали соглашение о создании базы российских сухопутных войск на территории Абхазии.

Соглашение о создании военной базы в Абхазии заключено на 49 лет. Оно призвано детально регламентировать положение российских войск в самопровозглашенной республике - статус военных и членов их семей, условия использования земельных участков, имущества и ряд других вопросов.

В Министерстве иностранных дел Грузии заявили, что внимательно следят за визитом в Москву Сергея Багапша и готовят по этому поводу специальную ноту протеста.

- Нота пока не опубликована, - сообщает из Тбилиси корреспондент Радио Свобода Георгий Кобаладзе. - И как дали понять сотрудники МИДа, её тональность и содержание будут зависеть от того, действительно ли документы, подписанные в Москве, предусматривают размещение в Абхазии российских войск. Но дипломаты ждут официального подтверждения.

В то же время госминистр Грузии по реинтеграции Тимур Якобашвили заявил в интервью РС, что уже обладает точной информацией о военном договоре, подписанном в Москве, и считает этот демарш российских властей прямым нарушением соглашения Медведева - Саркози. Это соглашение было подписано в конце "пятидневной войны" 2008 года и интерпретируется в Тбилиси как документ о перемирии.

Тимур Якобашвили сообщил также, что сейчас он находится во Франции и намерен проинформировать главу МИД Французской республики о нарушении Москвой договора, под которым стоит подпись президента Франции Николя Саркози:

- Ничего нового в том, что происходит, нет. Это называется "оккупация". То, что они сейчас делают, называется "аннексия". Мы, естественно, не собираемся отказываться от наших стратегических планов. Подписание этого договора - прямое нарушение взятых Россией обязательств.

Как известно, до августа 2008 года в Абхазии (у пограничной реки Ингури) дислоцировалось от трёх до четырёх тысяч российских миротворцев. А после признания Россией независимости Абхазии Москва и Сухуми договорились о том, что в республике появятся три российские военные базы - в Гудауте, Гальском районе Абхазии, а также военно-морская база в городе Очамчире.

Визит Сергея Багапша в Москву - первый его официальный зарубежный визит после недавней инаугурации. Военный обозреватель Александр Гольц считает, что подписанные в Кремле соглашения нужны прежде всего абхазскому президенту, который таким образом выполняет свои предвыборные обещания:

- Российская власть привычно объясняет это тем, что в случае, если Грузия снова захочет предпринять какие-то силовые действия в отношении Абхазии, на ее пути встанут российские военные. На мой взгляд, это скорее новая головная боль для России. Размещение военной базы в таком конфликтном регионе обрекает Россию на то, что время от времени она будет оказываться заложником сложных взаимоотношений между Грузией и Абхазией.

На пресс-конференции по итогам переговоров с Дмитрием Медведевым президент Абхазии подчеркнул, что к подписанию готовится еще ряд документов. В работе, сообщил он, находится более двух десятков соглашений в разных областях.

- Абхазию все документы, которые мы подписываем, ко многому обязывают, - заявил Сергей Багапш. - Мы начали развиваться как независимое государство совсем недавно. Нам нужно многому учиться, ко многому привыкать. Мы готовы к этому.

Тем временем Казахстан, который сейчас председательствует в ОБСЕ, подтвердил свою позицию о необходимости сохранения территориальной целостности Грузии. Об этом сегодня заявил действующий председатель ОБСЕ, глава казахстанского МИДа Канат Саудабаев. Позиция Казахстана логична, однако ни она, ни реакция европейского сообщества в целом не смогут серьезно повлиять на взаимоотношения России и Абхазии, считает политолог Сергей Маркедонов:

- Казахстан имел свои "сепаратистские скелеты" в шкафу. Следовательно, территориальная целостность будет признаваться. Это совершенно неудивительно. Сколько бы Казахстан ни говорил о том, что Россия - его главный евразийский партнер, территориальная целостность - это приоритет для Казахстана.

Что касается международной реакции, конечно, на некоем моральном уровне будет осуждение этого. Никто не признает этот визит, кроме России и нескольких латиноамериканских стран, как официальный. Но это не отменяет того факта, что сами Сухуми и Москва считают свои отношения вполне легальными и легитимными. И, в общем, позиция Европейского союза, ОБСЕ не столь принципиально важна для выстраивания этих отношений.

В любом случае, как бы мы ни относились к перспективам Абхазии, перспективам российско-абхазских отношений, надо понимать то, что, может быть, на международном уровне не совсем понимается до конца: Абхазия - это уже не часть Грузии. Я, честно говоря, не знаю удачных примеров возвращения отколовшейся территории в состав государства, когда проходит 20-30 лет, когда формируются два-три поколения, которые не знают, что такое та территория, к которой они приписаны.

Если для Абхазии достигнутые договоренности о сотрудничестве с Россией жизненно важны, то для российского руководства более важен внутриполитический PR-эффект, предполагает военный обозреватель Александр Гольц:

- Как мы знаем, отношения России и Абхазии отнюдь не столь радужны, как это хотят представить. У нас есть и серьезные проблемы. Например, России не удается защищать имущественные права своих граждан в Абхазии. Об этом много пишется в прессе. Поэтому на фоне этих проблем устроить бравурное подписание соглашения о военной базе, видимо, устраивает обе стороны.
  • 16x9 Image

    Виталий Камышев

    Обозреватель Радио Свобода. Сотрудничает с радиостанцией с 1997 года. Работал в журнале " The New Times",  газете "Аргументы и факты", был постоянным автором газеты "Русская мысль" (Париж) в 1995-2000гг.
XS
SM
MD
LG