Ссылки для упрощенного доступа

Медленное выравнивание отношений между музыкантами и вокалистами джаза


Между шестнадцатым и девятнадцатым веком двенадцать миллионов африканцев были отловлены (испанцами, португальцами, голландцами, французами), и по морям по волнам, перевезены в обе Америки - и проданы в рабство. 645 тысяч были проданы в страну, которая нынче называется США. Наибольшее количество рабов (советская пропаганда почему-то об этом не упоминала) было продано в Бразилию. Рабство было одной из причин, приведших к американской гражданской войне. После того, как была провозглашена республика, Тринадцатая поправка к конституции Соединенных Штатов рабство отменило, но уже с 1865 года целое цунами новых музыкальных течений прорвало уже рухнувшую дамбу и популярная музыка, сначала в Америке, а затем и во всем мире, изменилась раз и навсегда.
Вы слушаете «Время Джаза» на средних и коротких, а так же с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Duke Ellington - Mood indigo

ДС: - «Mood indigo», «Индиговое Настроение» Дюка Эллингтона и Барни Бигарда. Еще не прошедшая ремастеринг запись, сделанная 21 декабря 36 года. Дюк Эллингтон – соло.
Я начал сегодня не с агитпропа, как некоторым может показаться, а с истории вокала. Если джаз сложился и из рабочих песен, из блюза, и из духовных песнопений, они довольно быстро были вынесены за скобки в категорию родственных или смежных жанров. Рабочие песни существовали на плантациях и как способ ритмизировать работу, и как метод цензуры (не поговоришь) и, в случае работы не на хлопковых плантациях, а на сборах, скажем фруктов – как способ забить рот не яблоками, а словами рабочей песни.
Позже, когда грянула относительная эмансипация, страна Дикси, пританцовывая и притоптывая, взялась за трубы и барабаны. Марширующий джаз пел медью. И здесь есть еще один интересный феномен: вчерашние рабы, позднее – полу рабы в то время еще не научились вербализировать, выговаривать, выплескивать в словах наружу, то, что у них было внутри. До Мартина Лютера Кинга было далеко.

Duke Ellington & His Orchestra - Mood Indigo

ДС: - Еще одно «Индиговое Настроение», на этот раз исполненное большим оркестром Дюка в танцевальном клубе «Фарго» в Северной Дакоте, в 23 годовщину Октябрьской революции, то есть - 7 ноября 40 года.

Руфус Рид, знаменитый контрабасист, начинавший в ВВС США, игравший с Ли Конитцем, Декстером Гордоном, Джеймсом Муди, Кенни Баррелом, Бобби Хатчерсоном, Кенни Дорэмом, в оркестрах Рея Ненса, Тада Джонса и Мела Льюиса, выпускает 9 марта на фирме «Motema Music» новый компакт «Out Front». В его Трио входят: пианист Стив Алли и бразильский ударник Дудука Да Фонеска.
«Кроме того, что на этот раз, я, как лидер, играю на авансцене, out front,- пишет в «ДаунБите» Руфус Рид,- я, т.е. мы, играем нечто отличающееся от того стиля, в котором я получил в свое время признание – отличающееся от би-бопа. Я думаю, что это новое звучание является результатом совершенно уникального содружества с моими талантливыми коллегами, а так же моими усилиями и дальше развивать, как в композиции, так и в гармонии, дух музыкальной авантюры, приключения. Я знаю, что меня подталкивает желание артистического роста и максимального расширения пространства композиций».
Где бы вы ни были, вы слушаете «Время Джаза» из динамиков вашего компьютера или на свингующих коротких и средних. У микрофона в Лютеции ваш ДС.

Nina Simone - Mood Indigo

ДС: - Последнее на сегодня «Mood Indigo» Эллингтона, с совсем иным комментарием…
Прежде всего, состав: Нина Симоун – вокал, рояль и аранжировка. Руди Стивенсон – гитара, Лизл Аткинсон – контрабас и Бобби Хэмильтон – ударные. Сентябрь 65 года, Нью-Йорк.
Солистки и солисты в джазе долгое время были чем-то вроде приложения, вроде фокусника или акробатки выступающей в антракте. Так молодая Элла Фитцджеральд была в 30х годах всего лишь платным приложением к оркестру Чика Уебба.
Идея того, что певица и саксофонист-звезда могут быть одной и той же весовой категории, (я не говорю о Джимми Рашинге) родилась довольно поздно. А, уж идея того, что оркестр лишь аккомпанирует звезде, как в случае Билли Холидей потребовала целой революции в сознании джазменов и фанов.
Но если Сатчмо, Анита О’Дей или Бетти Картер воспринимались в довоенные годы с таким же энтузиазмом, как и сами джазмены, никто не знал, как классифицировать таких разных певиц, как Этэл Уотерс, Пегги Ли или даже – Эллу Фитцджеральд. Проще было их списать в блюз, как того же Биг Билла Брунзи, или куда-нибудь в варьете, как Бинга Крозби…
Джаз до конца, до упора сопротивлялся джазовому таланту певцов и певиц…
И здесь рельефно проступает наследие эпохи рабства: пой в церкви, но мычи на площади. Первой, самым криминальным образом, нарушала эти правила Билли Холидей, написав свою знаменитую песню про суд Линча «Strange Fruit»…

Nina Simone - Strange Fruit

ДС:- «Strange Fruit», «Странный плод, фрукт», поэма учителя из Бронкса Абела Мирополя, которую он опубликовал в 36 году под псевдонимом Льюис Аллен. Два года спустя Билли Холидей спела эту песню в нью-йоркском клубе «Cafe Society» в Гринвич Вилидже. Билли писала, что она всю жизнь ждала кары за эту антирасистскую песню.
В данном случае вы опять услышали Нину Симоун, потому что Нина (настоящее имя Юнис Кэтлин Уэймон) родилась 21 февраля 33 года в Трайоне, Северная Каролина….

«С этого южного дерева
Свешивается странный плод:
Кровь на листья
И кровь на корнях…
Черное тело раскачивается
На теплом ветру –
Странный фрукт
Свисает с высокого тополя…»

Billy Holiday - Strange fruit

ДС: - «Пасторальная сценка любезного Юга:
Выпученные глаза и перекошенный рот,
Запах магнолии – свежий и сладкий.
И неожиданно – обгорелой плоти.
Вот вам фрукт - воронью клевать,
Вот фрукт – от дождя набухать,
Вот вам плод – на потеху ветрам,
Гнить на солнце,
С древа упасть –
Странный плод – странного урожая…»

Оригинальная версия 39 года. Билли Холидей с Фрэнком Ньютоном на трубе; Тэбом Смисом – на альте; Кенетом Холлоном и Стеном Пейном – на тенор-саксофонах; с Сонни Уайтом – рояль; Джимми МакЛином – гитара; Джоном Уильямсом – на контрабасе и Эдди Доуфетри – на ударных.

Скрипачка Реджайна Картер объявила о выходе 18 мая компакта, посвященного африканской фольклорной музыке - «Reverse Thread». В струнной секции, аккомпанирующей Реджайне, играет мэтр африканской коры, западно-африканского щипкового инструмента (21 струна) Якуба Соссоко. Кора – родственница лютни и арфы.
Картер, как и Руфус Рид, считает, что world music, или фольклорный джаз, цитирую, «черпает из невероятного хранилища удивительной музыки нашей планеты, музыки, которая совсем еще недавно была абсолютно недоступна. «Reverse Thread» - это моя попытка освоения крошечной части этого почти неизвестного материка фольклорной Африки».
Вместе с Реджайной Картер и струнной группой в записи принимали участие: гитарист Эдам Роджерс, аккордеонисты Уилл Холсшусер и Гари Версаче, контрабасисты Крис Лайткеп и Мамаду Ба, а так же ударник Элвестер Гарнетт.
Среди музыкальных тем диска – песни африканских евреев из Восточной Уганды.
Вне всякого сомнения, вы слушаете радио «Свобода» и - «Время Джаза» на разновеликих частотах и с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона – ваш ДС.
Просьба ко всем, кто пишет мне о джазе на мои три адреса: выкладывайте тот же текст на наш сайт, так как вопросы часто одни и те же, и мне легче ответить дюжине слушателей одновременно, а не в одиночку.

Nina Simone - I Put a Spell on You

ДС: - «I Put a Spell on You», «Я околдовала тебя, потому что ты – мой». Слова и музыка Джея Хокинса. Нина Симоун и оркестр Хэла Муни. Нью-Йорк, январь 65 года. Юнис Кэтлин Уэймон выбрала себе артистическим псевдонимом имя любимой французской актрисы – Симоны Синьоре, которая так же в свое время выбрала себе псевдоним, взяв девичью фамилию матери. Ее полное имя - Симо́на-Анриэ́тта-Шарло́тта Каминке́р.
Нина Симоун любила Францию и французский язык. Хэл Муни аранжировал для нее знаменитую песню Жака Бреля «Не покидай, не оставляй меня», про которую Эдит Пиаф сказала, что певцу недостойно плакать на сцене. Но Брель откровенно рыдал, исполняя «Ne me quitte pas».

Nina Simone - Ne me quitte pas

ДС: - «Ne me quitte pas», Жака Бреля. Все тот же оркестр Хэла Муни и Нина Симоун.
Но прежде, чем подойдет время нашего очередного антракта, я хочу предложить вам первую песню, которая стала первым и самым большим хитом Нины Симоун:

Nina Simone - I Loves You Porgy

ДС: «I Loves You Porgy», «Я люблю тебя, Порги» - ария Бесс из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Нина Симоун вокал и фортепьяно.

Спасибо Борису Павловичу из Новочеркасска и Вахиду из Баку, которые поправили меня: пианистка и певица Азиза Мустафа-Заде жила в Ташкенте, где скончался ее отец, талантливый пианист и композитор, а родилась она в Баку. Отец Азизы, чью игру высоко оценил на таллиннском джазовом фестивале в 67 году Виллис Коновер, скончался на сцене в тот момент, когда он исполнял композицию «В ожидании Азизы». Ему было всего лишь 39 лет.
Финишная прямая «Времени Джаза», волны «Свободы» и наш сайт, с которого вы всегда можете скачать подкаст: svobodanews.ru. У микрофона – ваш ДС.
Конец февраля в моем календаре пестрит юбилейными датами. Поэтому скажу напоследок, что Нина Симоун была трудной и нелегкой женщиной в жизни, ни на кого не похожей на сцене, с чуть носовым голосом и заметной, хоть и подспудной агрессивностью даже в кокетливых песнях-стандартах. Она работала в смежных жанрах, в соул и роке и исполняла даже бродвейские баллады. Она была активисткой и боролась за гражданские права афроамериканцев. Она лично знала Мартина Лютера Кинга.
Разочаровавшись в американском шоу-бизнесе, она сначала уехала на Барбадос, а потом поселилась во Франции, возле Экс-ан-Прованса, где и скончалась после тяжелой болезни, скончалась во сне 21 апреля 2003 года.

Buddy Tate - Mack the Knife

ДС: - «Mack the Knife» из «Трехгрошевой Оперы» Курта Вайля и Бертольда Брехта. Тенор-саксофон Бадди Тейта, появившегося на свет 22 февраля 1914 года, судя по стилю его игры (промахнуться трудно) в Техасе, в городке Шермен. С Бадди играли: Милт Бакнер – орган и Уоллэс Бишоп – ударные. Париж, 7 декабря 67 года.
И под занавес – один из героев нашей следующей передачи:

Ben Webster - Don't Get Around Much Anymore

ДС: - «Don't Get Around Much Anymore», стандарт Эллингтона и Рассела. Бен Уебстер на теноре и квартет Оскара Питерсона, «Свитс» Эдисон – труба и Бенни Картер – альт-саксофон.
8 декабря, 53 года, L.A. На этом позвольте раскланяться. Подкаст «Времени Джаза» вы найдёте на сайте радиостанции svobodanews.ru. Всех благ, чао, бай-бай!

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG