Ссылки для упрощенного доступа

Музейный “Оскар” для Петербурга


Марина Тимашева: Один из самых активных музеев Петербурга -
Музей театрального и музыкального искусства. Рассказывает Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Музейный “Оскар” - ежегодная театральная премия для музеев, учрежденная в Петербурге в прошлом году - досталась не всемирно известным Русскому музею и Эрмитажу, а музею, что называется, второго ряда, Музею театрального и музыкального искусства. Но второй ряд, что в литературе, что в музейном деле, совсем не означает нечто второсортное, наоборот, в этот ряд нередко попадает то, что просто по своей природе не может быть массовым. Именно таков, по-моему, и Театральный музей - бесценный для человека, готового присмотреться и прислушаться к его экспонатам. Победа в первом профессиональном конкурсе музеев города это очень много, - считает директор Театрального музея Наталья Метелица.

Наталья Метелица: Для нас важно ощущение привкуса этой премьеры. В 2010 году, 13 февраля - день рождения Федора Шаляпина. К сожалению, мы не успеваем открыть, после очередного бесконечного ремонта, Музей-квартиру Шаляпина, мы откроем буквально через месяц, а сейчас шаляпинский дом гостит у графа Шереметьева, там большая часть мемориальной квартиры певца. Наш музей имеет свою специфику: это же все-таки мемориальная квартира, три из них - Шаляпин, Римский-Корсаков и династия Самойловых. Мемориальные квартиры тем и интересны, что там вот жизнь застыла на тот момент, когда хозяин вышел из дома – вернется-не вернется.

Татьяна Вольтская: Кончено, таково ли это ощущение, лучше проверять в самой квартире, но все же я не стала ждать ее открытия и отправилась в Шереметьевский дворец – посмотреть, как расположился там высокий гость, Федор Шаляпин. Расположился барственно, в двух просторных залах и, действительно, кажется, что если не сам он вот-вот войдет, то, может быть, одна из его дочек вбежит весело, например, за куклой, забытой на диване гостиной. Говорит хранитель экспозиции Елена Цисевич.

Елена Цисевич: Мемориальная квартира, в которой практически все вещи, принадлежавшие Федору Ивановичу и его семье. Она была открыта в 1973 году, причем создавать ее помогали две дочери Федора Ивановича - Марина и Марфа. Представлено много живописных полотен. Это и дары художников, как две работы Коровина, это и портреты великого артиста…

Татьяна Вольтская: Это же Кустодиев.

Елена Цисевич: Да, совершенно верно. Вторая супруга Федора Ивановича Мария Валентиновна Петцольд изображена Кустодиевым. И здесь же на выставке представлен и самый известный портрет Федора Ивановича - работы Кустодиева, 1921 года.

Татьяна Вольтская: Вот эти кресла, диван, столики, вазы… Действительно всем этим пользовался Шаляпин?

Елена Цисевич: Да, это все мемориальные вещи, и кукла, которую вы здесь видите. В этих витринах представлены фотографии, и очень редкий экспонат - это первая фотография Федора Ивановича, сделанная в 17 лет, 13 февраля 1891 года. Как только Федор Иванович получил гонорар за первый свой контракт, он сделал эту фотографию.

Татьяна Вольтская: Во втором зале - это тоже из квартиры?

Елена Цисевич: Здесь представлен уголок, фрагмент столовой. Вещи – все, которые принадлежали Федору Ивановичу, это мемориальные вещи. Обратите внимание на фарфор. Вообще он очень любил коллекционировать кофейные фарфоровые чашечки. И также он ценил фарфор. Вот ряд статуэток представлен на горке. И здесь же - фрагмент гостиной. В тяжелые 20-е годы часть репетиций постановок Мариинского театра проходила и в гостиной Федора Ивановича. Было очень холодно, и репетиционные помещения не отапливались.

Татьяна Вольтская: Удивительным образом и весь этот фарфор, и хрусталь, и штоф с рюмками, и изящный серебристый чайник на спиртовке сочетаются с голосом Шаляпина, как бы разлитым, растворенным повсюду, с его знаменитыми узнаваемыми костюмами. Но все-таки музеи-квартиры - не единственный вектор приложения усилий в Театральном музее. Ведь в такие музеи люди обычно приходят только раз, а чтобы пришли еще, нужно событие – встреча, вечер, выставка. Выставкам в этом году будет уделено много внимания, - говорит Наталья Метелица.

Наталья Метелица: Открывается, во-первых, у нас новый концертный зал, тут же будет конференц-зал, в кабинете Теляковского на Площади Островского. Хотя ничего не сохранилось, но мы делаем несколько стилизованных моментов, которые все-таки нам дадут представить, что когда-то здесь восседал последний директор Императорских театров. Вот куда это все исчезло? Потрясающе была красивая казенная квартира. 1917-18 год надо спросить - все куда-то расходилось, расползалось. Но, в частности, эта квартира былой императорской культуры, императорской России. Еще выставка у нас планируется “Музыка и масоны”, там принимают участие наши коллеги, прежде всего, Музей истории религии, вообще очень богатый и интересный музей, Научно-исследовательский институт истории искусств, оттуда что-то придет. Это будет роль музыки в масонстве и влияние идеологии обрядности масонов на музыкальное искусство. И очень много экспонатов, которые никогда не выставлялись: протоколы заседаний лож, в которых записаны факты исполнения музыки во время работы братьев, Библия конца 18-го века с редчайшим переплетом, составленным из символов вольных каменщиков, а также такие редкие нотные издания, рукописи и автографы, и том числе, совершенно уникальные сборники масонских песен и гимнов, изданных в середине 18-го века в Европе.

Татьяна Вольтская: Кроме того, есть у музея еще один действительно уникальный проект - Рудольф Нуриев. Предполагается привезти в Россию, в рамках Года Франции, сценические костюмы Нуриева.

Наталья Метелица: Идея французская, честно скажу, это поддерживается Французским институтом. 60 костюмов приедет из Центра сценического костюма Франции, из города Мулена под Парижем, мы сделаем каталог. Потом выставка поедет в Казань. Я надеюсь, что выставка будет дополнена фотографиями, тоже редкими и интересными, и западного периода, и российского - те фотографии уникальные, которые мы имеем. Что касается научной деятельности, которая тоже может быть интересна, но более узкому кругу людей, это вот международная конференция “Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе”. Шестнадцать международных исследователей уже подтвердили свое участие в этой конференции, это будет очень интересное событие. И задумываемся мы уже теперь и о 2011 годе, потому что делается в 2010 году. Будет Год Италии, Год Испании, и поскольку музей - инициатор дягилевского международного фестиваля “Дягилев постскриптум”, в рамках этого фестиваля мы хотим предпринять такую вылазку в Рим и сделать там Петербургские сезоны, такую неделю русскую петербургскую. Музей туда хочет предложить выставку “Русская сказка” - это наши костюмы, эскизы, которые мы храним в фондах нашего музея.
XS
SM
MD
LG