Ссылки для упрощенного доступа

Дело Маркелова и Бабуровой в новой редакции


Подозреваемый в причастности к убийству адвоката и журналистки Никита Тихонов
Подозреваемый в причастности к убийству адвоката и журналистки Никита Тихонов
19 января 2009 года, в Москве недалеко от станции метро "Кропоткинская" были убиты известный адвокат Станислав Маркелов и журналистка "Новой газеты" Анастасия Бабурова. Нападение произошло, когда они вместе возвращались с пресс-конференции. В начале ноября прошлого года правоохранительными органами были задержаны подозреваемые в причастности к преступлению - Никита Тихонов и Евгения Хасис.

Владимир Кара-Мурза: Главному подозреваемому в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки "Новой газеты" Анастасии Бабуровой предъявлено обвинение в новой редакции. Подозреваемого в злодеянии Никиту Тихонова обвиняют в "убийстве двух и более лиц по мотивам политической и идеологической вражды". Ранее ему инкриминировалось статья "убийство двух и более лиц". Таким образом следствие подтвердило неофициальную версию о том, что националист Тихонов убил Маркелова и Бабурову за их антифашистские убеждения, а не просто из-за личной неприязни, как утверждалось ранее. Никиту Тихонова и его гражданскую жену и предполагаемую сообщницу Евгению Хасис оперативники задержали в ноябре 2009 года. По версии следствия, Хасис вела слежку за жертвами, а Тихонов стрелял в адвоката и журналистку. Обвиняемый сам попросил объединить дело об убийстве Маркелова и Бабуровой с расследованием убийства 19-летнего антифашиста Александра Рюхина. Никита Тихонов находился в розыске по подозрению в убийстве Рюхина с 2006 года. В рамках дела были задержаны и осуждены три человека, однако непосредственный убийца, в том числе Тихонов, так и не были пойманы. Их объявили в розыск во многом благодаря Маркелову, представлявшему в суде интересы семьи Рюхина. Националистическую версию мотивов убийства Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой мы обсуждаем с директором информационно-аналитического центра "Сова" Александром Верховским и членом правозащитного центра "Мемориал" Ольгой Трусевич. Ожидали ли вы, что следствие в конце концов остановится на националистической версии убийства Маркелова и Бабуровой?

Александр Верховский: Ожидал, конечно. Потому что довольно глупо было предполагать, что это убийство из неприязни. В общем-то наше следствие довольно давно в основном квалифицирует подобные дела с учетом мотива ненависти, слава богу. И просто то, что это было сделано не сразу, это обычный технический прием, дело обычно открывается по минимальной статье, а потом уже добавляются обвинения по ходу следствия. И сейчас, видимо, когда нашли какие-то подтверждения, которые позволяют им потом выходить с этим в суд, они добавляют квалифицирующий признак мотива ненависти.

Владимир Кара-Мурза: Что настораживало вас в перипетиях расследования убийства Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой?
Очень много так называемых "отмороженных" нацистов, для которых Маркелов как крупный общественный деятель был главным врагом

Ольга Трусевич: Настораживало прежде всего то, что у следствия должно быть множество версий, оно действительно отрабатывалось со множеством лиц, которых допрашивали следователи. Но, конечно, националистическая версия стала главенствующей с первых же дней расследования. Это настораживало потому, что для расследования эта версия самая легкая. Очень много так называемых "отмороженных" нацистов, для которых Маркелов как крупный общественный деятель был главным врагом.

Владимир Кара-Мурза: Александр Черкасов, член правления правозащитного центра "Мемориал", приводит другие возможные версии трагедии.

Александр Черкасов: Опасность могла угрожать со всех сторон. Маркелов действительно занимался делом полковника Буданова, об этом сразу же заговорили, не связана ли его последняя пресс-конференция, собственно пресс-конференция, с которой он шел в день, когда его убили, с этим убийством. Версия, связанная с властями Чечни, потому что Маркелов вел дела противников нынешних чеченских властей, например, Магомед Салеха Масаева. Версия, связанная с подмосковными сюжетами, вроде химкинского. Ведь защищал Маркелов по делу о клевете журналиста из Химок Бекетова. Дальше можно назвать конфликты трудящихся с нанимателями, начиная от выборгского целлюлозно-бумажного комбината до, например, конфликта контролеров подмосковных электричек с руководством московского отделения Российских железных дорог. Я могу перечислять дальше. В каждом случае это опасно.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.
XS
SM
MD
LG