Ссылки для упрощенного доступа

Наши соседи (Литва)


Ирина Петерс: Люди уже раз проводили акции протеста у здания сейма в литовской столице, у посольства Дании, жалуясь на невыносимые условия жизни, на то, что вынуждены даже покидать свои дома из-за соседства с большими свинофермами. О развитии сельского туризма, традиционного для Литвы, там уже, по их словам, не может быть и речи. Едкое зловоние, объяснили специалисты, образуется из-за того, что датские свиноводы убирают навоз за животными не раз в день, как принято, например, в литовских небольших хозяйствах, а раз в неделю, оборудовав специальные стоки. Скопившаяся жижа выделяет сероводород и аммиак, концентрация которого в несколько раз превышает норму, что и чувствуют жители окрестных селений. В одном из районов Литвы две трети находящихся рядом со свинофермой колодцев оказались загрязненными. Воду оттуда брать нельзя. В другом районе местные речки – Венгри и Грижува – в ходе нескольких аварий превращались в поток жижи. Допустимая норма загрязнений там была превышена в 116 раз.

После акции протеста на некоторых объектах успела побывать группа депутатов. В основном они остались довольны, и ничего особенного не обнаружили. На прощание член сейма Йонас Щименес заметил – ничего плохого: вентиляция отличная, поросята красивые. Активисты движения "Зеленых" Литвы разделяют тревогу жителей. Председатель этого движения Римантас Бразюлис:

Римантас Бразюлис: В Дании выращивают около 30 млн. свиней. И, как говорят сами датчане, Дания превратилась в зеленую пустыню, где нет естественной природы, нет ежей, нет лягушек, нет аистов. Мы этого не хотим.

Ирина Петерс: В Россию они в большом количестве экспортирую живых поросят.

Римантас Бразюлис: Это очень удобно. За 24 часа вывезти из Евросоюза живых свиней в Россию из Дании или из Польши – это уже трудно сделать. Это древнее ремесло, но оно должно регулироваться.

Ирина Петерс: Некоторые говорят – ну, что вы напустились на датчан? Они профессионалы. Наши местные свиноводы разве идеальны?

Римантас Бразюлис: Все-таки наши свиноводы здесь родились. Они иначе смотрят. Мы думали, что придут инвесторы, покажут пример хорошей технологии. А технология только, что они выращивают в три раза быстрее свинью за счет химических добавок. Так говоря люди, которые работают.

Ирина Петерс: Наверное, платят хорошо?

Римантас Бразюлис: Около 2 тысяч литов. Это нормально. В Вильнюсе не все так получают. Но нельзя бизнес делать за счет природы, за счет здоровья людей.

Ирина Петерс: Я позвонила в Пасвальский район Литвы вице-мэру Пойласу Бальчунасу.

Пойлас Бальчунас: Были и собрания, и митинги, и письма писали. Все можно перерабатывать. Но инвестору для этого нужны очень большие деньги.

Ирина Петерс: Кто выдает разрешение?

Пойлас Бальчунас: Департамент окружающей среды. Мы почти не имеем никакого влияния.

Ирина Петерс: Хоть немного, но датчане на этих фермах предоставляют местным жителям рабочие места или все-таки вступиться за природу? В таких случаях люди ссорятся друг с другом?

Пойлас Бальчунас: Да, да. Получаются ссоры. Чем больше свиней, тем меньше работающих там нужно. Так что, это проблему безработицы точно не решит.

Ирина Петерс: А вот что сказал вице-министр сельского хозяйства республики Эдвардас Раугалас:

Эдвардас Раугалас: Меня удивляет, что делает тогда местная власть? Все проекты взять и посмотреть – кто там подписал. Местный чиновник должен знать.

Ирина Петерс: Пока правительство разбирается в ситуации, разрабатывая меры, останавливающие фермеров от бесконтрольного развития свиноводства, разгневанные жители звонят на национальное радио. Сильный запах доконал. Не должны свиньи жить лучше людей, заключает одна из слушательниц. В некоторых районах возмущением не ограничились, и дело дошло до суда. Но это процесс дорогостоящий, не всем по карману. Римантас Бразюлис, председатель общественного движения "Зеленых", констатирует – пока власть, столичная и местная, не вступятся за народ, пока иностранные фермеры не отреагируют на критику (кстати, и мне не удалось получить их комментарий) у Литвы есть шанс стать в будущем в прямом смысле свинарником Евросоюза.

Римантас Бразюлис: Это только начало, когда скупаются старые советские фермы и расширяются. Вытолкнуть литовских фермеров. Если наши власти и люди ничего не будут делать, Литвы через некоторое время станет непригодной для житья.

Ирина Петерс: Надежду на принципиальное изменение ситуации дает активность общественности на местах, а также намерение депутатов сейма Литвы изменить порядок избрания мэров городов прямым голосованием местных жителей. Это повысит ответственность руководителей, в том числе и в вопросах экологии
XS
SM
MD
LG