Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Долгая дорога Форстера


Дора Каррингтон. Портрет Э.М.Форстера, 1924-1925

Дора Каррингтон. Портрет Э.М.Форстера, 1924-1925

Один из лучших знатоков англо-американского модернизма, проницательный виртуоз-филолог, открывший глаза целому поколению читателей на высшие достижения англоязычной литературы 20 века Фрэнк Кермод выпустил книгу об авторе знаменитой "Дороги в Индию" Эдварде Форстере.

Английский романист Эдвард Морган Форстер писал и публиковался в первой половине XX века. В 1905 году вышел в свет его первый роман – "Куда боятся ступать ангелы", в 1908-м и в 1910-м - два следующих ("Комната с видом" и "Тупик Говарда" - Howard’s End), а в 1924-м – последний роман – "Дорога в Индию". После "Дороги в Индию" Форстер перестал писать. Он не написал ни одного художественного произведения до самой своей смерти в 1970 году. И в течение этих сорока шести лет Форстера, несмотря на высочайшую литературную репутацию, можно было назвать забытым писателем. Но он напомнил о себе через год после смерти, когда в 1971 году был посмертно опубликован "Морис" - роман Форстера о гомосексуальной любви аристократа и рабочего парнишки. Он был найден среди записей, из которых стало ясно, что другие свои гомосексуальные вещи (в основном, рассказы) Форстер уничтожил. Из этих же записей следовало, что писать он перестал, понимая, что не сможет публиковать произведения, написанные на ту единственную тему, которая была для него важна и интересна.

Роман «Морис» был опубликован благодаря победе сексуальной революции на Западе, но он напомнил миру о замечательной, изысканной прозе Форстера. Начались переиздания: сначала на Западе, потом и в России, где в 77-м году был издан сборник "Избранное" - через 40 лет после предыдущего издания Форстера – его романа "Дорога в Индию". А начиная с 1984-го года английский романист получил и своё воплощение на экране – в целой серии фильмов режиссера Джона Айвори, ставших, кажется, не менее знаменитыми, чем сами романы.

Однако в книге "По поводу Форстера" известнейший британский литературовед и критик сэр Фрэнк Кермод рассматривает не только романы писателя, но даже в большей степени его теоретический труд 1927-го года "Аспекты романа".

Форстер не одобрял, например, Генри Джеймса - за жёсткую конструкцию его романов, за то, что тот, по его выражению, "впихивает человеческие причуды в окоченелость шаблона, как впихивают при помощи рожка ногу в сапог". Он любил Пруста - за "спонтанное чувство ритма". Форстер писал: "Сначала думать, потом говорить – девиз критики. Сначала говорить, потом думать – девиз творчества".


Одной из серьезных претензий Форстера к Генри Джеймсу была безрелигиозность, точнее, приземленность Джеймса. "В его романах, - писал Форстер, - нет ни философии, ни религии (если не считать нескольких намеков на суеверность), нет пророчеств и вообще – нет присутствия высшего начала". В этом смысле героем Форстера и образцом для подражания были Герман Мелвилл, Лоуренс – поэт и прозаик, автор романов "Сыновья и любовники", "Влюбленные женщины" и "Любовник леди Чаттерлей". И опять – главные критерии в оценке Форстера: пророческая сила Лоуренса и восторженное понимание природы. «Форстер был достаточно чувствителен, - пишет Кермод, - чтобы понять, что Лоуренс был более ярким художником, чем он сам".

В чем же оригинальность и обаяние романов самого Форстера? В том, вероятно, что это – чрезвычайно реальные психологические и социальные драмы и одновременно - романтические поэмы в прозе. Этот эффект, как считает Кермод, происходит "от присутствия интуитивных, почти мистических, почти музыкальных откровений в суперреалистической структуре его романов". "Именно благодаря таким включениям, - пишет он, романы Форстера становятся неожиданно сложными и страстными". А сложность и страстность – два свойства, которые Форстер (человек с внешностью длинноносого бухгалтера) ценил больше всего – и в литературе, и в жизни".
XS
SM
MD
LG