Ссылки для упрощенного доступа

В чем сила Нино Бурджанадзе?


Премьер-министр Владимир Путин и лидер грузинской оппозиции Нино Бурджанадзе. Москва, 4 марта 2010
Премьер-министр Владимир Путин и лидер грузинской оппозиции Нино Бурджанадзе. Москва, 4 марта 2010

Лидеры грузинской оппозиции Зураб Ногаидели и Нино Бурджанадзе проводят консультации в Москве. Смысл этих политических контактов разъяснил в эфире Радио Свобода обозреватель газеты "Время новостей" Аркадий Дубнов:
- На президентских выборах на Украине мечта российских руководителей, наконец, исполнилась: неугодный им господин Ющенко ушел, пришел угодный господин Янукович. Может быть, в Грузии решили, что стоит попробовать повторить этот путь. Я бы не сказал, что грузинские оппозиционеры просто зачастили в Москву. В конце концов, госпожа Бурджанадзе поехала в довольно серьезную заграничную поездку. Москва была только первым пунктом. Сейчас она, к примеру, находится в Брюсселе. А из Брюсселя отправляется на очередные смотрины в Вашингтон. Мало кто будет интересоваться, почему Бурджанадзе поехала в Брюссель или Вашингтон. Конечно, интереснее - как она оказалась в Москве.

- Не секрет, что для части грузинской общественности сам факт контактов грузинских политиков с Владимиром Путиным или с представителями Кремля - это уже фактически национальная измена. Ногаидели или Бурджанадзе могут что-то выиграть на внутриполитическом поле за счет контактов с представителями Кремля?

- Трудно ответить на этот вопрос. Конечно, с психологической точки зрения, общественное сознание грузин не может адекватно воспринимать факт поездки Бурджанадзе в Москву, чьи войска до сих пор, как сказала она сама, незаконно находятся на территории Грузии. Довольно любопытная была история с интервью, которое давала Бурджанадзе грузинской телекомпании "Рустави-2" из ее студии в Москве. Ее спросили: "Каково вам на фоне Кремля находиться?" Она сказала: "Я нахожусь в вашей студии". "Хорошо ли вам в стране, которая оккупирует Грузию?" Она отвечает: "Войска России незаконно находятся на территории Грузии". Она дважды повторила эту формулировку, отказываясь повторить слово "оккупация".

Нино Бурджанадзе - политик, которого мы еще мало понимаем и явно недооцениваем. Если она решилась именно в такой ситуации, зная, что она будет подвержена обструкции у себя на родине, поехать в Москву, значит она знает за собой какую-то силу.

- Возможно, поездки Ногаидели и Бурджанадзе в Москву - это просто признак их политического бессилия и констатация того факта, что в Грузии их никто не поддерживает?

- Нет, я бы так не сказал. Что касается Ногаидели, то, наверное, действительно говорить серьезно о том, что он представляет из себя какого-то значимого оппозиционера, имеющего поддержку у себя на родине, было бы затруднительно. Да, он сегодня представляет некую пророссийскую партию в Грузии. Ему с этим жить, видимо, комфортно. Что касается Бурджанадзе, я бы все-таки не спешил утверждать, что эта поездка - признание с ее стороны своего бессилия в качестве политического деятеля.

- А если я скажу, что Кремль, встречаясь с грузинскими оппозиционными политиками, плетет конспиративный план свержения Михаила Саакашвили? Это будет неверно?

- Я думаю, что настолько же верно, насколько в Москве не скрывали, что они ждут не дождутся поражения Виктора Ющенко на Украине. Они дождались. Но поскольку это было очевидно (об этом говорили за полгода до президентских выборов), то время для публичного выражения своих антипатических настроений по отношению к тому или иному лидеру, в том числе и к Саакашвили, еще не пришло. От оппозиции в самой Грузии в отношении решения проблем с Россией мало что сегодня зависит. Там и действующие руководители, и оппозиционеры все-таки ждут каких-то сигналов из Москвы. Распространился, к примеру, слух, что и Саакашвили, мол, ищет какого-то выхода на Москву, свидетельством чему стала якобы встреча его дяди Тимура Аласания с руководителем кремлевской администрации Сергеем Нарышкиным. Но как будто бы пока эта попытка найти подход к Кремлю не увенчалась успехом.

- Выигрывает ли Кремль, пусть с опозданием, этап политического противоборства с Грузией, если уж вы заговорили о параллелях с Украиной? Что ни делала Москва, Ющенко свалить ей не удалось. Он проиграл выборы сам. Пришел более устраивающий Россию, как кажется сейчас Кремлю, Янукович. Та же стратегия выбрана и применительно к Тбилиси?

- Скорее да, чем нет. Находясь в Киеве во время второго тура выборов, я наблюдал трансляцию интервью Михаила Саакашвили одному из телеканалов. Он реагировал на уже почти ставшую фактической победу Виктора Януковича. Я не скажу, что выглядел очень убедительно. Он никак не мог скрыть своего разочарования.

- Он говорил по-украински или по-русски?

- Он говорил по-русски. Он человек очень эмоциональный. Было видно, что ему с трудом удается смириться с тем, что его союзники проигрывают и он недосчитывается в своем лагере тех, кто его поддерживал раньше в оппозиции к Москве.

XS
SM
MD
LG