В галерее "С.АРТ" открылась очередная выставка из серии "Запрещенное искусство ХХ века". На выставке представлены очень редкие гравюры Бориса Григорьева из созданного им в Германии альбома под названием "Русский эрос". Большая часть экземпляров была уничтожена нацистами в 1938 году.
Непризнанным Борис Григорьев никогда не был. Однако в российских музеях его работ не слишком много. Третьяковка, к примеру, обладает только одной картиной. В 1919 году Григорьев уехал в эмиграцию, и потому основная часть наследия художника оказалась в Западной Европе. Трудно сказать, в чем он больше преуспел - в живописи или графике. Во всяком случае, "артистом линии" Бориса Григорьева называли по праву. Выставленные сейчас в галерее "С.АРТ" литографии - тому свидетельство. Гравюры, конечно, очень чувственные, однако все же по нынешним временам они кажутся вполне невинными. За что же нацисты внесли альбом "Русский эрос" в список запрещенных произведений? Вот версия арт-директора галереи Петра Войса:
- Очень много вариантов - это женщины с женщинами. Тогда, наверное, пошли в ход морально-этические соображения именно потому, что на всех практически работах показаны две женщины. Иногда третья женщина появляется, но мужчин практически нет. Это такая женская, очень симпатичная эротика. И он стал самым известным из альбомов, которые Борис Григорьев когда-то выпускал. В 1923 году было выпущено 300 экземпляров этого альбома, но они сразу были изъяты из оборота.
- А какова была дальнейшая судьба этих работ?
- Большая часть альбомов была уничтожена уже во времена нацистской Германии. Сегодня в мире осталось считанное их количество. И один из них оказался в России. Владелец этого альбома разрешил нам использовать литографии из него для выставки.
- Тем, кто не побывал на выставке, надо объяснить что когда говорят "альбом", обычно подразумевают такую книгу большого формата. Но это ведь не значит, что вы выдрали из книжки листочки и вставили их под стекло в рамочки...
- Альбом, в данном случае, понятие коллекционное. Это подборка работ, черно-белая литография. Как известно, литография - это когда рисунок наносят на камень, а потом с камня делают отпечатки. Это русская красота в понимании художника.
- Русской красотой Борис Григорьев не всегда восторгался. Достаточно вспомнить его знаменитую картину в Русском музее - "Деревня". Гротеск остался ему свойственен, когда он уехал в эмиграцию, или он стал более "мягким" художником?
- Гротесковость ушла, ирония осталась. И какая-то ностальгия по России, по русской красоте в этих работах присутствует.
Так же, как некогда автор, галерея Петра Войса вновь выпустила альбом "Русский эрос" коллекционным тиражом в 300 экземпляров.
Непризнанным Борис Григорьев никогда не был. Однако в российских музеях его работ не слишком много. Третьяковка, к примеру, обладает только одной картиной. В 1919 году Григорьев уехал в эмиграцию, и потому основная часть наследия художника оказалась в Западной Европе. Трудно сказать, в чем он больше преуспел - в живописи или графике. Во всяком случае, "артистом линии" Бориса Григорьева называли по праву. Выставленные сейчас в галерее "С.АРТ" литографии - тому свидетельство. Гравюры, конечно, очень чувственные, однако все же по нынешним временам они кажутся вполне невинными. За что же нацисты внесли альбом "Русский эрос" в список запрещенных произведений? Вот версия арт-директора галереи Петра Войса:
- Очень много вариантов - это женщины с женщинами. Тогда, наверное, пошли в ход морально-этические соображения именно потому, что на всех практически работах показаны две женщины. Иногда третья женщина появляется, но мужчин практически нет. Это такая женская, очень симпатичная эротика. И он стал самым известным из альбомов, которые Борис Григорьев когда-то выпускал. В 1923 году было выпущено 300 экземпляров этого альбома, но они сразу были изъяты из оборота.
- А какова была дальнейшая судьба этих работ?
- Большая часть альбомов была уничтожена уже во времена нацистской Германии. Сегодня в мире осталось считанное их количество. И один из них оказался в России. Владелец этого альбома разрешил нам использовать литографии из него для выставки.
- Тем, кто не побывал на выставке, надо объяснить что когда говорят "альбом", обычно подразумевают такую книгу большого формата. Но это ведь не значит, что вы выдрали из книжки листочки и вставили их под стекло в рамочки...
- Альбом, в данном случае, понятие коллекционное. Это подборка работ, черно-белая литография. Как известно, литография - это когда рисунок наносят на камень, а потом с камня делают отпечатки. Это русская красота в понимании художника.
- Русской красотой Борис Григорьев не всегда восторгался. Достаточно вспомнить его знаменитую картину в Русском музее - "Деревня". Гротеск остался ему свойственен, когда он уехал в эмиграцию, или он стал более "мягким" художником?
- Гротесковость ушла, ирония осталась. И какая-то ностальгия по России, по русской красоте в этих работах присутствует.
Так же, как некогда автор, галерея Петра Войса вновь выпустила альбом "Русский эрос" коллекционным тиражом в 300 экземпляров.