Ссылки для упрощенного доступа

Безработица и смена половых ролей в семье. Гость “Американского часа” – антрополог Бенджамин Альберти.



Александр Генис: Экономический кризис по-разному ударил по мужчинам и женщинам. Первым пришлось хуже. Их чаще сокращают. В разгар великой рецессии (в ноябре 2009 года) каждый пятый мужчина в самом продуктивном возрасте - от 25-ти до 54-х - остался без работы. Из-за этого Америка впервые за всю свою историю оказалась в ситуации, когда женщин в стране работает больше, чем мужчин. Эта статистика отражает сдвиги: экономическая реальность заставила радикально менять традиционные половые роли в семье. Все больше женщин взяли на себя роль добытчиц, пока их мужья ведут домашнее хозяйство, присматривают за детьми, готовят обед и встречают жен, возвращающихся с работы.
Об этих переменах наш корреспондент Ирина Савинова беседует с профессором антропологии из колледжа штата Массачусетс Бенджамином Альберти.

Ирина Савинова: С древних времен роль мужчины в семье ассоциировалась с добычей пищи, а женщины – с приготовлением ее и присмотром за детьми. Когда сложились традиционные роли в семье, и какие изменения они претерпевают?

Бенджамин Альберти:
Я - антрополог, и мой горизонт довольно широк: я полагаюсь на примеры из всего спектра культур.
Понятие “семья” включает не только любовь и детей, но и экономику. Роли, как вы их определили, важны как составляющие, но основу семьи определяет экономика. Такой уклад существует давно. Изменения определенно происходят. Роли в семье, играть которые предписывается мужчине и женщине, и само понятие брака, изменялись исторически, но особенно заметные изменения произошли за последние 40 лет и происходят сегодня, отражая всю тяжесть нового бремени - экономического кризиса.
Семья всегда трансформировалась, но во время экономического кризиса это происходит под наружным давлением. Современное понятие, что такое семья – недавнее образование. Я считаю, что оно окончательно сформировалось в 19-м веке, под влиянием викторианской идеологии. Женщине полагалось находиться дома и присматривать за детьми. Или командовать персоналом, присматривающим за детьми. Мужчина всегда трудился на разных поприщах: правил империей, например. Но такое определение семьи применимо только к меньшинству.
Экономика всегда связана с понятием “класс”. Роль мужчины, как добытчика, характерна для среднего класса. Для рабочего класса характерно превращение женщины в со-добытчицу. Тем не менее, мы наблюдаем, что и роль женщины, как матери, успешно проходит проверку временем.

Ирина Савинова: Когда сложилось наше понятие “современная семья”?

Бенджамин Альберти: Мы соотносим наше понятие, что такое современная семья, с 1950-ми. Это - наша точка отсчета. В 60-е и 70-е с возникновением движения за гражданские свободы и феминизма стало очевидным, что равенство ролей в браке отсутствует, и за него началась борьба. Как результат, недавние социологические опросы, (в данном случае - центра Шрайвера) отразили тот факт, что, по сравнению с 70-ми, 63 процента современных американских женщин стали помогать мужьям зарабатывать на жизнь или стали вообще единственными, кто приносит доход в семью. Также отмечается, что сегодняшние женщины лучше образованы, чем, мужчины, по сравнению с 70-ми.
Изменения в ролях мужчины и женщины в семье продолжают происходить на наших глазах.

Ирина Савинова: В экономически трудные времена, когда мужчина остается дома и присматривает за детьми, все ли в семье счастливы: он, работающая жена, дети?

Бенджамин Альберти: Действительно, очень важно понимать, все ли довольны переменами. Но сегодня в семье несчастливы не из-за изменения ролей, а из-за финансовой ситуации в целом. Кризис повлек за собой напряжение в супружеских отношениях. А где напряжение – там люди несчастливы. Положение, однако, не безысходное. Нужно обсудить изменения в сценарии и определить, как можно справиться с временными трудностями. Выход можно найти всегда. Но на то, чтобы научиться исполнять новые функции в семье, требуется время. Пережить этот переходный период и выйти их него с победой отнюдь не так сложно. Новые роли, исполняя которые, нам приходится делать что-то, что мы не запрограммированы делать, еще не делают людей несчастными.

Ирина Савинова: Процесс приспособления к новым ролям идет на наших глазах. Какова перспектива? Куда придет семья через 10-20 лет?

Бенджамин Альберти: Каково мое предсказание? Взглянем еще раз на результаты социальных опросов. В докладе Исследовательского центра Пью говорится, что по сравнению с 70-м годом, когда 7 процентов женщин были единственными добытчиками, зарабатывающими в семье на жизнь, сегодня таких уже 22 процента. Это - серьезное изменение, хотя и довольно медленное. Я предсказываю, что в последующие 20 лет этот процесс продолжится. К концепции “женщина, как единственный кормилец” начинают привыкать, в том числе и мужчины. Людям это нравится, но пока у нас это все еще вызывает удивление.

Ирина Савинова: Как семьи практически решают вопрос определения ролей в семье?

Бенджамин Альберти: Возьмите мой пример. Мой заработок в семье – главный. Но ради соблюдения равноправия, я взял на себя, по крайней мере, половину работы по уходу за детьми и работы по дому. Я вожу детей в библиотеку в группу чтения. Днем туда приводят детей, в основном, женщины. Видя меня, они спрашивают меня, как я нахожу время. Часто говорят: “мой муж ни за что не сможет такое делать”, или хвалят, говоря, какой я молодец. Так что мужчину в такой – якобы женской роли - поддерживают и сами женщины.
В докладе центра Шрайвера, опубликованном в прошлом году, говорится, что женщина и мужчина имеют одни и те же устремления, направленные на достижение экономической стабильности семьи, и они с готовностью принимают на себя новые обязательства и роли, только бы семья выполнила свои функции.

Ирина Савинова: Почему так происходит, что мужчины, - простите меня, - сдают позиции? Их и с работы увольняют чаще...

Бенджамин Альберти: Природа нынешнего кризиса отчасти такова, что от него сильно пострадал строительный бизнес, а многие мужчины заняты именно в возведения новых домов. Но равновесие, кажется, восстанавливается, и многие женщины тоже остаются без работы. Также, по традиции, женщины, а не мужчины всегда выполняли больше временной работы, а ее всегда можно найти – отсюда занятость женщин была и остается более постоянной. Женщины всегда вносили вклад в бюджет семьи, но, выполняя отличную от мужской работу.

Ирина Савинова: Каково отрицательное воздействие кризиса на семью?

Бенджамин Альберти: Плохой стороной изменения ролей внутри семьи является то, что семья живет под огромным стрессом, пытаясь сбалансировать работу в офисе и дома. Хотя обычно и муж и жена стараются справиться с новыми обязанностями. Мужчина вы или женщина, вы живете под дополнительным напряжением. И мы все, и мужчины, и женщины, заслужили похвалу за то, что можем так успешно примирять наши надежды и мечты с создавшимися экономическими условиями, а не усугублять противостояние полов, как это иногда представляет пресса. Речь должна идти о том, что в трудное время семье удается сохранить себя ценой переосмысливания традиционных обязанностей.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG