Ссылки для упрощенного доступа

Докладчики ПАСЕ не поняли Бориса Грызлова


Спикер Госдумы Борис Грызлов удивил докладчиков ПАСЕ.
Спикер Госдумы Борис Грызлов удивил докладчиков ПАСЕ.
В Москве с ознакомительной поездкой побывали докладчики Парламентской ассамблеи Совета Европы по ситуации в России. Россия до сих пор находится под процедурой мониторинга, в ходе которой ПАСЕ регулярно готовит доклады о том, как Москва выполняет свои обязательства перед Советом Европы. Российские власти столь же регулярно требуют этот мониторинг прекратить.

Новые докладчики Парламентской ассамблеи Совета Европы только начали процесс мониторинга, но с самой Россией они знакомы отнюдь не поверхностно. Например, депутат швейцарского парламента Андреас Гросс еще в начале 2000-х возглавил спецкомитет ПАСЕ по Чечне. В интервью Радио Свобода Андреас Гросс рассказал о том, в каких сферах российской жизни ситуацию необходимо улучшить:

– Больше всего меня беспокоят проблемы общественно-политической жизни России. В их числе - основные свободы: свобода собраний, нормализация условий для создания политических партий, а также свобода средств массовой информации. На телевидении плюрализм мнений должен проявляться более ярко и качественно. Критически настроенные в отношении власти радиостанции и газеты не следует запугивать, так же, как и рекламодателей, которые размещают рекламу в этих изданиях. После следующих выборов в парламенте должны появиться представители реальных оппозиционных партий. Процесс демократизации нуждается в обществе, критически настроенном по отношению к власти. И, следовательно, в крепкой оппозиции, которая могла бы эту власть критиковать.

Накануне Андреас Гросс и его коллега по ПАСЕ из Румынии Георги Фрунда встречались с председателем Госдумы Борисом Грызловым. Грызлов убеждал европейских парламентариев, что протестные выступления российских граждан организованы на деньги из-за границы, а Россия не запрещает смертную казнь и не ратифицирует 6-й протокол к Евроконвенции по правам человека из-за проблемы терроризма. Георги Фрунда говорит, что смертной казнью с терроризмом бороться бесполезно:

– Россия - единственная из всех стран-членов Совета Европы, не ратифицировавшая 6-й протокол к Европейской конвенции о правах человека. Я не могу понять, почему остаются хоть какие-то причины этого не делать. Если страна уже ввела мораторий на смертную казнь, если Конституционный суд решил, что суды в России не могут выносить смертные приговоры, то почему политические партии, сидящие в Думе, не обладают политической волей, чтобы этот протокол ратифицировать? Я думаю, что мы, политики, тоже формируем подход общества к отдельным вопросам. Я знаю, что россияне в своем большинстве - за сохранение смертной казни. Но если вы поедете в мою страну, Румынию, если вы спросите людей в большинстве стран Совета Европы, то они хотели бы возвратить смертную казнь. Все это видится по-другому, если кто-то в твоей семье был убит или изнасилован, в этом случае вы, конечно, потребуете смертной казни. Но как юристы и как политики мы знаем, что смертная казнь не решает проблему нигде в мире.

Между тем многие российские эксперты говорят, что европейские организации реагируют на нарушения российской властью прав человека и сворачивание демократии слишком мягко, таким образом давая понять, что никто с Москвой из-за этого серьезно ссориться не собирается. Так считает, в частности, эксперт Московского центра Карнеги Лилия Шевцова:

– Совет Европы, Парламентская ассамблея, большинство в ней должны прежде всего потребовать от России соблюдения всех положений документов, которые Россия подписала, вступив в Совет Европы. А также тех документов, которые были подписаны СССР, правопреемницей которого Россия является. В частности, Хельсинкский акт. Ведь по сути дела российское руководство в последние годы игнорирует основные положения этих документов - о верховенстве права, о свободе митингов, о соблюдении конституционных прав граждан и т. д. И что же в ответ говорит Совет Европы и Парламентская ассамблея? Они молчат, что свидетельствует о том, что им, очевидно, весьма приятно иметь дело с российской официальной властью. Им гораздо приятнее иметь относительный мир, атмосферу благодушия. Видимо, они просто опасаются непредсказуемой реакции российских лидеров. А вдруг они станут стрелять из рогатки по европейским окнам?!

Однако системный кризис, происходящий в России, может привести к непредсказуемым изменениям, и Европе лучше пытаться влиять на внутрироссийские процессы, нежели полностью от этого устраниться.
XS
SM
MD
LG