Ссылки для упрощенного доступа

Разговор с умным человеком (Калужская область)


Алексей Собачкин: У нас в гостях настоятель храма Бориса и Глеба в селе Белкине Калужской области Алексей Поляков.

Скажите, пожалуйста, когда Русская православная церковь заговорит по-русски?

Алексей Поляков: Если вы имеете в виду богослужение, я думаю, что этот процесс будет постепенно идти. Если 10-15 лет назад – это было уделом отдельных священников, отдельных приходов, использование русификации на богослужении или хотя бы чтении Священного писания, то сейчас, насколько я знаю, во многих приходах, в том числе и нашей епархии и других областях, священники используют Священные писания на русском языке, читает его молитвы вслух. Поэтому этот процесс идет. Понятно, что церковь несколько инертна, традиционна. В этом нет ничего плохого. Но, тем не менее, жизнь идет. Церковь вынуждена отвечать на вызовы, которые приносит время. Рано или поздно, все равно это случится точно так же, как случилось и с переводом Священного писания на русский язык. Если чуть больше 150 лет назад первые тиражи русской Библии сожжены на кирпичном заводе, то сейчас мы не можем представить себе чтение Священного писания на славянском языке. Рано или поздно, все равно это случится. Церковь к этому придет. Но официального принятия - пока этого не будет. Потому что в церкви очень сильны традиционистские настроения. Я думаю, что это процесс такой жизненный. Поэтому в церкви должна быть определенная свобода. Приходы должны как-то сами определяться.

Алексей Собачкин: Отец Алексей, по опросам общественного мнения, где-то около 70% населения России считает себя православными. По тем же опросам только лишь 2% соблюдают строгий пост. Как бы вы оценили такое серьезное расхождение?

Алексей Поляков: Это совершенно не страшные цифры. Ничего особенного в этом нет, потому что себя идентифицируют как православные большинство людей, которые больше понимают православия как некое культурное наследие, как традицию, как среду, в которой они живут. Понятно, что прошло много лет, десятилетий, когда понятие о церкви было вымыто из сознания. Те представления, которые сейчас люди имеют о церкви, они не совсем осмыслены, не совсем поняты, не совсем глубоки. Человек вполне может искренне считать себя православным человеком, верующим, при этом не посещать храм, не причащаться и не участвовать в таинствах. Эта беда определенного такого воспитания или, точнее, отсутствия религиозного воспитания.

Алексей Собачкин: Если уж мы заговорили о воспитании, на ваш взгляд, правомерна ли попытка введения в светской школе курса основ православной культуры?

Алексей Поляков: Я думаю, что это вполне правомерно. Потому что светскость ни в коей мере не предполагает атеистичность обязательную. Светкость – это больше некоторая лояльность к различным моделям. Я сам не являюсь сторонником основ православной культуры чисто из практических побуждений. Потому что как любое преподавание любого предмета зависит, прежде всего, от учителя. Религиозность – это сфера довольно интимная. Поэтому как можно привить любовь учителем к этому предмету, точно также с первых шагов можно отвернуть человека на всю жизнь от религиозного мышления. Поэтому здесь есть опасность. Я думаю, что церковь сейчас, в настоящий момент, не совсем готова к преподаванию.

Алексей Собачкин: Сейчас много говорят о том, что православие фактически стало государственной религией. На экранах телевизоров мы видим как руководители государства в храмах осеняют себя крестным знамением. Как вы к этому относитесь?

Алексей Поляков: Главное, чтобы это было искренне соответственно, тому мироощущению, которое соответствует христианскому. Потому что всякая ложь, всякая фальсификация, конечно, плоха. Среди руководителей есть как люди действительно очень искренних, есть люди, которые просто используют некоторую конъюнктуру. Ведь власть довольно цинична. Поэтому она использует всевозможный способ для собственного укрепления. Ведь сейчас мы слышали о том, что православие является основой модернизации – некоторым идейным руководством для "Единой России". Здесь может быть опасность для церкви самой. Традиционное неприятие власти в нашей стране и отношение к ней распространяется на все, что с этой властью соседствует. Поэтому мы уже видим отрицательные настроения среди людей к церкви именно из-за того, что она именно в близких отношениях с властью.

XS
SM
MD
LG