Ссылки для упрощенного доступа

Олимпиада: прошлое и будущее


Церемония закрытия Олимпиады в Ванкувере
Церемония закрытия Олимпиады в Ванкувере
Итоги Олимпийских игр в Ванкувере, плавно переходящие в перспективы всего олимпийского движения, еще долго будут обсуждаться болельщиками и экспертами. Предлагаем вашему вниманию первую часть беседы с постоянным автором программы "Прессинг" и спортивного раздела, участником олимпийских конгрессов Юрием Теппером.

– Во время и после Олимпиады в Ванкувере в России было сказано слов о ее плохой организации, о том, что, например, кого-то плохо кормили, плохо поили, плохо ездил транспорт, плохо работали волонтеры и функционеры. А после обязательно прибавлялась фраза в стиле: "Но вот уж в Сочи все будет блистательно". Но у меня сложилось такое ощущение, что Олимпиада в Ванкувере как раз была организована вполне грамотно. Наверное, на любом соревновании могут быть какие-то сбивки, какие-то организационные сложности. Например, в Ванкувере во время биатлонных телетрансляций не очень хорошо работала информационная система. Но это бывает, в принципе, на любом крупном турнире. А в целом-то игры, по-моему, прошли замечательно, как вы полагаете?

– Ну, естественно, в организации каждого дела могут быть сбои. Но эти сбои в Ванкувере не были видны настолько, чтобы так настойчиво это повторять. Они были в принципе несущественными. И впечатление об организации Игр остается самое лучшее. А что кого-то где-то не докормили или кто-то куда-то опоздал, это ведь мелочевка…

– Или перекормили черной икрой, как в "Русском доме".
Если говорить о большом итоге Олимпиады, о ее социальном, культурном, экономическом, политическом значении, то она заслуживает самой высокой оценки


– "Русский дом" хотел показать, что такое Сочи. Вы знаете, наверное, это была не такая уж зряшная акция. Но если говорить о большом итоге Олимпиады, о ее социальном, культурном, экономическом, политическом значении, то она заслуживает самой высокой оценки. Начиная, скажем, с открытия Олимпиады. Это было великое зрелище в "Би Си Плейс", очень красивое и эстетически очень продуманное. Сработали все мировые корпорации – дизайна, коммуникации, финансов, СМИ. И Ванкувер показал, что Канада хороша и в условиях мирового кризиса.

И МОК снова в прибыли. МОК – это всемирно сетевым образом организованное дело. Еще раз спасибо маркизу Самаранчу, его проект продолжается и процветает. Политикам есть что вдохновенно обсуждать, отдыхая от проблем, кризисов, злодеяний. Население может вдохновенно вспоминать, клеймить кидал-чиновников, выяснять – кого снимут, кого просто высекут и т.д.

– То есть, был повод для обсуждений и недостатков, и каких-то позитивных впечатлений. Но давайте све же обсудим те сложности, которые происходили в самом начале Олимпиаде, на самом старте и даже до него. Помните, на открытии случилась существенная заминка – не поднялась одна из частей будущего олимпийского… уже не факела, а костра, я бы сказал. Конечно, это выглядело не очень красиво, тем более, что остался не у дел один из пяти факелоносцев, которому не нашлось куда поднести факел, чтобы зажечь огонь Игр, как полагалось по сценарию. Но вот на закрытии Игр организаторы очень изящно вышли из ситуации с этим олимпийским костром. Они театрально отыграли эту сценку: пришел такой клоун-электрик, соединил провода и все починил – конструкция поднялась, протянулся незримый "мостик" от начала Игр к их окончанию. Получилось и театрально, и очень трогательно.

– Вы знаете, а я ничего этого даже не заметил. Мне казалось, что это сценарий, идет все естественно и точно. Это мастерство, ведь надо уметь не только сделать ошибку, но и блестяще из нее выпутаться. Это называется компетентность. Олимпиада оказалась вполне компетентной.

– В этом отношении я всегда считал, что умение подшутить над собой, самоирония – это признак большой культуры, и все участники этого дела оказались на высоте.

– Но, разумеется, и смерть грузинского саночника Нодара Кумариташвили повлекла за собой целый ряд и критики, и оргвыводов. Это не могло не сказаться на начале Олимпиады, оно было омрачено, и уже начали говорить, что Ванкувер . Тем не менее, мне кажется, организаторы вышли из этой ситуации с достоинством. По крайней мере, понятно, что не вернуть погибшего человека, но минута молчания в его память на открытии Олимпиады была в высшей степени впечатляющей. И на закрытии овацией встретили напоминание об этого спортсмена.
Современная Олимпиада оказывается не только блестящим спортивным, но и коммерческим шагом


– Мы с вами уже обсуждали во время Игр перипетии этой трагедии. Но все же, мне кажется, что чем дольше шла Олимпиада, тем меньше было проблем с организацией. Как-то все очень быстро наладилось. А нарекания с российской стороны продолжались – и чем меньше было надежд на медали, тем больше было нареканий. Хоккеистов плохо кормили, поэтому они были вынуждены ездить в "Русский дом" на завтраки, обеды и ужины и т.д. Не странно ли, что со стороны других спортсменов не было слышно таких серьезных нареканий.

– Нет. Понимаете, плохому танцору и штаны мешают. Тут, в общем, все совершенно понятно, тем более, что танцор-то был высокого класса. И смешно, конечно, говорить о каких-то "происках". Спортивная программа Олимпиады была реализована полностью. Берусь утверждать, что она в принципе объективна и по своим результатам.

– Как вы думаете, была ли Олимпиада в Ванкувере с точки зрения спортивной насыщенности? Ведь сейчас в олимпийской программе очень много видов состязаний. И в числе сначала критических, а потом уже и самокритических высказываний со стороны России, в частности, было как раз то, что слишком уж много в олимпийской программе видов спорта, в которых Россия не участвует. Но это было странно слышать. Практически всеми, так сказать, "новыми" видами – фристайлом, шорт-треком, сноубордом – в России занимается уже достаточно много народа. Про горнолыжников я вообще не говорю. Пол-России катается на горнолыжных курортах Европы, да и не только Европы. И вдруг оказывается, что спортсменов-то и нет.

–В отношении того, что половина России выезжает на курорты, я бы с вами поспорил.

– Не половина? Больше?

– Несколько меньше. Но я бы выделил другой момент. Действительно, Олимпиада стала разнообразнее, ярче. И снова, смотрите, продолжается линия Самаранча. Это по его инициативе в олимпийскую программу были включены первые экстремальные виды спорта. Конечно, это украшает картину. Это делает захватывающей Олимпиаду. Но это еще и большая прибыль, причем всем – организаторам, СМИ, рекламщикам и т.д. Но еще один маленький момент. Когда показывают такие увлекательные виды спорта в таком потрясающем исполнении, многие страны понимают, что и они, оказывается, хотели бы такого праздника. Поэтому Олимпиада – это демонстрация того, что смогут дальше сделать курорты мирового класса. Современная Олимпиада оказывается не только блестящим спортивным, но и коммерческим шагом.

Продолжение беседы читайте в ближайшие дни в спортивном разделе сайта Радио Свобода.
XS
SM
MD
LG