Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Сергей Маркедонов – о версиях теракта в Москве


,Сергей Маркедонов
,Сергей Маркедонов
Эксперты продолжают выдвигать догадки и строить версии относительно организаторов теракта в московском метро 29 марта. Версии полярны: от официальной – "кавказский след", до конспирологической – "заговор спецслужб". Однако, какими бы ни были эти догадки, все они имеют один существенный изъян: нет никаких доказательств в пользу того, или иного варианта:

– Я крайне негативно отношусь к версии о том, что произошедшее – это следствие заговора государственных деятелей и чиновников. Подобные версии могут высказывать лишь запутавшиеся в трех соснах политологи. Другое дело, что государственных чиновников, должны доказывать любые свои слова фактами. Когда выходит ответственный человек и говорит: "у нас есть версия...", мы должны знать, что она проверена, может быть, есть видеозапись, или фотоматериал, или аудиозапись. Если все это есть, покажите нам – гражданам это действительно интересно. Если есть только догадки вместо конкретных фактов, смущать население, на мой взгляд, не стоит, потому что фобий в нем развито и так много. Понимания, что такое терроризм на сегодняшний день нет. И, на мой взгляд, вместо того, чтобы придумывать какие-то фантомы, лучше бы разобраться с теми реальными причинами, которые подпитывают терроризм на Северном Кавказе.

Недавно стали высказывать догадки о том, что к терактам могут быть причастны спецслужбы Грузии. Я много критического написал в своей жизни относительно действий Саакашвили и никаких иллюзий по его поводу не питаю. Но представить его в альянсе с людьми, которых "Аль-Каида" называет, скажем так, "моджахедами будущего", то есть людьми, которые знают, как управляться с тротилом не хуже, чем они владеют теологическими дискуссиями, я не могу.

Да, Грузия действительно ищет "ахиллесовы пяты" России на Северном Кавказе, однако здесь есть большое "но": она готова работать, в первую очередь, с националистическими движениями. Скажем, черкесский вопрос: идея признания геноцида этого народа, действительно, недавно в Тбилиси обсуждалась. Но это к исламизму никакого отношения не имеет. Если мы посмотрим видеообращение Доку Умарова и других лидеров Кавказского эмирата (покойного Саида Бурятского, например), то мы увидим, что антизападные сентенции там столь же часты, как и русофобия. Поэтому представить себе, что проамериканский и пронатовский президент Грузии водит дружбу с исламистами, которые, по образцу "Аль-Каиды" считают врагами Израиль, США и Европейский союз, как минимум проблематично.

Мне кажется, что пора уже прекратить демонизировать Грузию, чья армия в два раза больше, чем один Северокавказский военный округ, и заняться выявлением внутренних причин проблемы. Очевидно, что сегодня мы уже слишком заигрались с неправильными поисками террористов. Все время ищем какой-то внешний след. Проблемы внутри – в неинтегрированности республик Северного Кавказа, в большой коррупции, которая там есть, в невозможности открыть свой бизнес, политически реализовать свои проекты и так далее. В этом надо разбираться, а также в том, почему официальные исламские структуры не ведут достаточно эффективную работу среди своей паствы. Почему они активно и эффективно не противостоят разного рода радикальным проповедникам. А версии – это дело политологов их высказывать. От чиновников я жду фактов, фактов и только фактов, железных и доказанных.
XS
SM
MD
LG