Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза – о ксенофобии


Цветы на станции метро "Лубянка"
Цветы на станции метро "Лубянка"
После терактов в московском метро "роста межнациональной напряженности в столице не наблюдается", заявил в интервью РИА "Новости" председатель совета Ассамблеи народов России, сенатор Рамазан Абдулатипов. Он призвал выходцев с Кавказа терпимее относиться к повышенному вниманию к ним со стороны московских милиционеров. Между тем, председатель комиссии Московской городской думы по безопасности Инна Святенко убеждена, что вспышка ксенофобских настроений способна принести вред не меньший, чем теракты, и настоятельно рекомендует:

– Мы этого очень опасаемся. И призываю все средства массовой информации не развивать тему экстремизма, потому что сейчас ощущается эскалация этого вопроса. Постоянно говорят, что причина террористического акта – это ситуация на Северном Кавказе. Поэтому очень важно, чтобы мы понимали, что у терроризма нет национальности. И мы видим, как исламский мир сегодня осуждает то, что произошло.

Владимир Кара-Мурза: Правозащитники опасаются роста ксенофобии и антииммигрантских настроений в Москве, как следствие терактов в метро. "Такие острые ситуации всегда провоцируют агрессию", - заявила заместитель директора правозащитного центра "Сова" Галина Кожевникова. "На волне паники уже произошло три нападения на людей неславянской внешности в Москве, в результате пострадали пять человек". При этом Кожевникова отметила, что "мы вряд ли узнаем, сколько нападений на почве национальной ненависти было на самом деле". Директор центра Александр Верховский сказал, что "по его информации, ряд организаций националистического толка уже выступили с требованием ужесточить миграционную политику, в частности, ограничить въезд в столицу жителей Северного Кавказа. Наши граждане зачастую видят внутреннего врага просто в человеке с другой внешностью", - говорят правозащитники. Начальник столичного ГУВД Владимир Колокольцев объявил, что "в Москве в связи с недавними терактами проводятся массовые проверки в местах компактного проживания выходцев с Северного Кавказа и Средней Азии. Проверки так же проводятся в гостиницах и общежитиях. Ужесточен контроль на въездах в столицу, повышенное внимание при этом уделяется автотранспорту из Северокавказского региона". Проблему роста ксенофобии в России как следствие террористической угрозы мы обсуждаем с заместителем председателя Московского антифашистского центра Виктором Дашевским. Как по-вашему, следует ли ожидать всплеска ксенофобских настроений в российском обществе на фоне произошедших терактов?
Все, что происходит на Северном Кавказе, начиная с двух чеченских войн, не есть первопричина ксенофобии и расизма в России

Виктор Дашевский: Как показывают сообщения, в том числе Радио Свобода об этом говорила довольно подробно, уже всплеск имеет место. И в общем-то ожидаемая, я бы сказал, предсказуемая реакция. И хотя этот всплеск произошел, но могло быть хуже. И вообще надо говорить о долговременных тенденциях, связанных с расизмом и ксенофобией в России. Трагические события, только что случившиеся, конечно, усиливают, конечно, подогревают соответствующие настроения, но надо прямо сказать, что корни тут глубоки. И вообще я бы так сказал: все, что происходит на Северном Кавказе, начиная с двух чеченских войн, не есть первопричина ксенофобии и расизма в России. Хотя, конечно, понять, что у нас в России делается, без событий на Северном Кавказе нельзя.

Владимир Кара-Мурза: Александр Брод, директор Московского бюро по правам человека в России, член Общественной палаты, признает наличие тревожной тенденции.

Александр Брод: Практика показывает, что после террористических актов в Москве и в других мегаполисах возникает рост антиимигрантских, ксенофобных настроений. Это связывается с тем, что долгие годы и средства массовой информации, и политики выращивали негативный образ уроженца Кавказа. Это было связано и с войной Чечне, и такой элемент мобилизации на негативных стереотипах, на неприязни и многие другие причины политические, экономические, социальные, все это в такой совокупности создает устойчивый ксенофобный фон в российском обществе, в сознании граждан, не только обывателя, но и части интеллектуальной элиты.

Владимир Кара-Мурза: Какими временами вы датируете зарождение ксенофобии в современном российском обществе, если не началом чеченской войны?

Виктор Дашевский: Не было еще в 1991 году, когда собственно возникла современная Россия, как суверенное государство, не было чеченской войны, хотя мы хорошо помним, что уже осенью 91 года еще Борис Ельцин пытался сразу принять определенные меры, вводил чрезвычайное положение, но тогда ничего из этого не вышло и прекращены были действия против сепаратистского движения Дудаева, и так до 94 года это все тлело. А ксенофобские настроения резко проявлялись, между прочим, еще в конце 80 годов, когда вообще о Северном Кавказе не думали. И после 91 года они неуклонно усиливались в связи с распадом Советского Союза, в связи с трагическими событиями в ряде бывших союзных республик, в связи с сильной волной эмиграции, иммиграции, передвижением людей с другими взглядами, с другими культурами и с другим внешним обликом. Непривычно было ко многому, что тогда произошло, население центральных областей России.
Последовала ксенофобная реакция как, к сожалению, в истории не раз бывало, как происходило и происходит в целом ряде других государств, в том числе в самых развитых государствах, например, все мы знаем, события в Англии десятки лет длились вокруг проблем, связанных с Ирландией, в Испании вокруг проблем, связанных с Басконией. Все мы хорошо помним историю Соединенных Штатов Америки, где в 50-60, 70 еще годах 20 века происходили просто жаркие столкновения, массовые беспорядки, связанные с расовой проблемой. Это сейчас в Соединенных Штатах последние лет 30 положение существенно изменилось к лучшему, а до этого я хорошо помню, что было, мне уже 63 года. К сожалению, все эти проблемы очень болезненные.
И надо прямо сказать, что сейчас всплеск расизма и ксенофобии в России связан с определенным отчаянием, определенной безвыходностью при решении возникающих проблем. И ответственность за эту безвыходность, за то, что население не видит, что же сделать, чтобы была просто нормальная спокойная жизнь, ответственность за такое положение несет не только власть, хотя прежде всего власть, поскольку она власть, не только неэффективность того, что власть, к сожалению, пытается сделать, но у власти это часто не получается, но и не будем забывать про ту оппозицию, которая есть.
Вот только что я слышал по Радио Свобода - задержали Лимонова на Триумфальной площади, о свободе собраний он печется и так далее. Лимонов, все мы знаем, что он сейчас вхож в так называемые демократические круги, с ним вместе был Каспаров, не знаю как сейчас у них отношения, который всегда себя позиционировал как демократа и так далее. А вот не хотите одну короткую фразу: "Москва стала столицей Кавказа и Запада. На месте Москвы выроем огромную яму. Население в Казахстан - на работу". Это писала газета "Лимонка" в 1994 году. Кто был главный редактор? Да вот этот самый Лимонов. А не в его ли газете было написано: "Плохие народы существует. Коллективная вина народов существует". И далее говорилось конкретно о чеченцах, ингушах, чехах, словаках, прибалтах. Вот слова самого Лимонова: "Злобные народы есть, одни из них – хорваты. Пусть их дети родятся беспалыми". И так далее. И в той же газете, которой теперь уже нет, но она в свое время много выходила в Москве, она называлась "Лимонка": "Надо дать сербам пару ракет с ядерными боеголовками, чтобы они их запулили через Адриатику на итальянские города, на Рим и Милан. Пусть знаменитые музеи и развалины разлетятся в куски. НАТО и ООН надо уничтожить вместе с поганой Европой". Давно нет закрытой властями газеты "Лимонка", а Лимонов, оказывается, у нас "Другую Россию" пытается создать вместе с людьми, которые называют себя демократами. И они не гнушаются общением с таким человеком с таким прошлым, который ни в чем не раскаивается и ничего не пересмотрел.
Я лично помню, я был в 1995 году на съезде партии Демократический выбор России в качестве гостя, Егор Тимурович Гайдар был председателем партии. Я помню, как на съезд ворвались эти самые люди из ныне запрещенной Национал-большевистской партии с криками: "Завершим реформы так: Сталин, Берия, ГУЛАГ". Все это я хорошо помню лично. Помню 1998 год, когда Московский антифашистский центр, наша организация, в сотрудничестве с правительством Москвы добивались того, чтобы в Москве прекратила деятельность организация Русское национальное единство, совершенно фашистская организация. А Лимонов поддерживал дружеские отношения с Баркашовым в 90 годы. Лимоновцы пришли в 1998 году на митинг, который тогда организовал Московский антифашистский центр прямо на площади Пушкина у памятника Пушкину, и пытались сорвать наш митинг, направленный против РНЕ. Когда мы видим таких людей в оппозиции, которая борется за свободу собраний и величает себя демократической, большие сомнения, знаете ли, возникают.

Владимир Кара-Мурза: Виктор Алкснис, бывший депутат Государственной думы и бывший народный депутат СССР, ожидает обострения межнациональных отношений.

Виктор Алкснис: Эти теракты, конечно, обостряют межнациональные отношения и состояние достаточно напряженных отношений между представителями Кавказа и представителями других национальностей, проживающими в России, добавит остроты. Я очень обеспокоен этим, потому что ясно, что не могут быть виноваты целые народы, а есть отдельные конкретные террористы, которые осуществляют эти террористические акты. Хотя, конечно, все равно для большинства населения виноваты будут представители именно определенных национальностей. Это очень и очень печально.



Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.
XS
SM
MD
LG