Ссылки для упрощенного доступа

Олимпиада: прошлое и будущее


Юрий Теппер
Юрий Теппер
Итоги Олимпийских игр в Ванкувере, плавно переходящие в перспективы всего олимпийского движения, еще долго будут обсуждаться болельщиками и экспертами. Предлагаем вашему вниманию третью часть беседы с постоянным автором программы "Прессинг" и спортивного раздела, участником олимпийских конгрессов Юрием Теппером.

Здесь можно прочесть первую и вторую части беседы.

– Мне представляется, что нарочитое сращивание государственных и общественных интересов и организаций, существующее в российском спорте, в принципе неверно. Во многих развитых странах, например, в США, делается так: большой спорт – это часть огромного коммерческого шоу. И государству в голову не придет мысль о том, чтобы подпитывать деньгами НХЛ, НБА, НФЛ или, например, Ассоциацию теннисистов-профессионалов. С какой же стать? Само по себе шоу – богатейшее, может само кого хочешь подпитать своими деньгами. И речь идет только о том, что это большой бизнес. Частная коммерческая структура не нуждается в государственной подпитке. А если и нуждается, то она об этом никогда государству не скажет. Если бы итальянский премьер Сильвио Берлускони вдруг сказал: давайте-ка мы спасем мой "Милан" от финансовых проблем. Он же хозяин клуба "Милан" – но ему в голову такое не придет, он мгновенно и с позором лишится своего премьерства.

– В России огромные средства вкачиваются в спорт высших достижений. Почему это происходит – понятно. Мы уже говорили, что спорт, с точки зрения государства, – это огромный пиар-проект. И государство именно потому его и финансирует. Но мне представляется, что должно быть по-другому. Государство должно финансировать то, что называется физкультурой, массовым спортом, создавать условия для миллионов людей, чтобы они росли до какого-то уровня. Кто-то вырастит до чемпионского, кто-то – нет. А дальше, если кто-то вырастет – уже хорошо, там его подхватит коммерческий спорт. И спортивный рост и развитие человека будет идти по совсем другим принципам.

– Но когда в России деньги, что могли бы быть вложены в физкультуру и массовый спорт, уходят на медальное обеспечение пиара, на спорт высших достижений, на призы и призовые деньги олимпийских чемпионам и призерам – вот в итоге и получается, что физкультура не развита, что базиса нет, при том, что в большой спорт закачано слишком много денег. И вот с этим перекосом сейчас совершенно ничего нельзя сделать.
В США сейчас даже студенческие лиги собирают бешеное количество зрителей, спонсоры с радостью участвуют, и все имеют неплохой доход. И там студенческий спорт тоже никто не подпитывает из государственного бюджета

– Я не представляю себе, как с этим сражаться. Не видно в России ни одного действия или общественного, спортивного деятеля, чтобы это как-то переменить. А это наследие, между прочим, Советского Союза. На мой взгляд, плохое наследие. Хотя в Союзе все-таки было все более пропорционально – массовая физкультура, детский, юношеский и студенческий спорт. Они были более развиты. А в США сейчас даже студенческие лиги собирают бешеное количество зрителей, спонсоры с радостью участвуют, и все имеют неплохой доход. И там студенческий спорт тоже никто не подпитывает из государственного бюджета.

– Вы думаете, в этом заключается главная спортивная проблема России?

– Давайте по частям. Конечно, с менталитетом трудно что-то сделать. Менталитет будет давить. Скажем, чисто "менталитетная" идея о том, что победа на Олимпийских Играх приносит политическую славу, свидетельствует о престиже страны. Скажите, пожалуйста, вот Англия плохо выступила на этих зимних Олимпийских Играх, да и не сильно стремилась там хорошо выступать. Что, престиж Англии упал от этого?

– Совершенно не упал. И у Италии тоже, хотя зимний спорт в Италии развит куда сильнее. У Италии в Ванувере – ни одной золотой медали. У Англии одна – и то случайная.

– Итак, отбросим первый вариант, первую посылку о том, что можно и без этого государственного пиара обойтись. И можно хвастаться чем-то другим. Второй момент, который связан с попытками апеллировать к тому, что в Советском Союзе и государство было, и общественные организации, профсоюзные. Давайте запретим эти разговоры, хотя бы между собой. Потому что все, что было в Советском Союзе, история оценила. Но те структуры и та организация, которая была в СССР, в России уже невозможны. Ведь для того, чтобы воспроизвести организацию спорта Советского Союза, нужно иметь не только Спорткомитет, но и правящую партию, которая пронизывала всю ту систему от первичной партийной организации до самого верха. Кроме того, для наведения и поддержания порядка, присутствовала и линия КГБ, который очень внимательно следил за моральным обликом и т. д.

– Но мы-то не агитируем за возврат к советской системе! И потом, сейчас в Китае по-своему тоже существует такая система.

– В Китае в 2008 году было похоже. Но представить себе, что "Единая Россия" создаст систему, в которой она от первичной производственной организации до верха кто-то будет отвечать за спорт… ну, конечно, любопытен такой проект. Может быть, сейчас многие российские политики эту карту поражения в Ванкувере разыграют с большим удовольствием. Возьмут на себя обязательства встать во главе и т. д. Ну, политика есть политика. Это тоже игра и тоже спорт.

А что касается разделения спорта на большой и на массовый – да, конечно, нужно строить организацию по-другому. Предстоит снова разбираться со структурами. Понимаете, ведь если мы говорим о том, что мы вышли из советского спорта, надо помнить, что американский спорт вышел из протестантского спорта. Союз христианской спортивной молодежи был самой мощной организацией. Понимаете – у разных моделей организации спорта просто разные истоки. Поэтому, можно смотреть, как и что делается в Америке или Европе, но проектировать что-то в России нужно, исходя из понимания, что тут за материал, что за возможности, что за идеи. А слепое копирование просто невозможно.

– В данном случае оно невозможно еще и потому, что большинство российских организаций, проводящих тот или иной турнир, таких, как, например, Континентальная хоккейная лига или Российская футбольная премьер-лига, просто прогорят без государственного участия. Просто не хватит этому шоу мощи и качества, чтобы существовать как абсолютно самостоятельная бизнес-структура. Вот они и вынуждены питаться за счет государственных денег.
Если в спорт приходит человек с хорошей хваткой, масштабным чувством бизнеса, с пониманием сути дела, с пониманием технологии управления, то он и в спорте будет хорош

– Давайте будем реалистами. Будем различать ту ситуацию, которая есть сейчас и которую нужно воспроизвести. Давайте будем верить в то, что в России блестящее экономическое будущее с блестящим общественным развитием и т. д. И, наверное, под те структуры, под то время нужна другая будет система. Просто с деньгами-то дело у людей, у общественных организаций, у спонсоров в нынешней российской ситуации, да еще и кризисной не так уж и весело, чтобы обсуждать проблему развития коммерческого спорта – и спорта вообще.

– Но все же модель-то хотя бы может быть понятна! Одна из самых бросающихся в глаза – модель развития российского биатлона. Фактически назначен в президенты федерации едва ли не самый богатейший человек России – Михаил Прохоров. Он явно влил какие-то свои деньги в российский биатлон. Он государственный человек, но трудно понять насколько, хотя формально он – олигарх и частный бизнесмен. И он руководит своей спортивной отраслью. В Ванкувере его спортсмены по отношению к другим федерациям завоевали в сборной России больше всех медалей. Наверное, какая-то доля участия государства в этом есть, но никто не скажет, что "государство железной рукой вцепилось в Союз биатлонистов России". А вдруг Прохорова сейчас выберут президентом Олимпийского комитета России? Есть такая версия, и что же тогда – ему в государственном порядке велят частный капитал пускать на олимпийское движение?

– Идея с Прохоровым, действительно, блестящая. Но ситуация демонстрирует одну вещь: если в спорт приходит человек с хорошей хваткой, масштабным чувством бизнеса, с пониманием сути дела, с пониманием технологии управления, то он и в спорте будет хорош. Ведь, в конечном счете, управленцу высокого класса, топ-менеджеру все равно, в какую прийти отрасль. Он принесет технологии, подходы, приведет своих людей и воспитает новых. Но где мы найдем…

– Столько олигархов?..

– Наверное, можно будет их найти. Но нужно, чтобы олигарх не только деньги принес, не только тусовался в Олимпийском комитете. Он должен принести другую систему видения деятельности, всей организации. И тогда можно будет двигаться к западной модели развития большого спорта.

– Возможно, Россия столкнется в Сочи с еще одной серьезнейшей проблемой. Начиная, примерно, с 1995-1996 года мы в спортивной редакции Радио Свобода с вашим участием много раз говорили о том, что советское поколение спортсменов и тренеров постепенно сходит на нет. Постепенно они взрослеют, стареют, постепенно многие разъезжаются по миру.

– Да, конечно, мы не раз взывали к руководству российского спорта: скоро настанет тот момент, когда российский спорт уткнется в отсутствие системного фактора в подготовке спортсменов, когда победы будут приходить за счет какого-то яркого взлета, сумасшедшего таланта, как, скажем, у Елены Исинбаевой, но уж никак не за счет системной подготовки. Очень много было разрушено в свое время. И по сей день не возобновлена эта система подготовки - ни тренеров, ни спортсменов, ни арбитров, ни организаторов, ни спортивных менеджеров.
Сочи придется рассматривать как смотр и подготовку молодого спорта. И выступать там будут те российские спортсмены, которые будут побеждать через 4-5 лет после Сочи


– А до Сочи осталось 4 года. Сейчас уже вовсю говорят об этой проблеме. На ваш взгляд, успеет ли реорганизоваться система российского спорта к Сочи? Или в Сочи вопрос о победах будет ставиться не спортивным, а иным путем – осторожно назовем его "организационным". Примерно это означает вот что: как Олимпиада Сочи досталась, так и медали могут достаться.

– Ситуация очень сложная. Действительно проблема смены поколений, воспроизводства спортивной подготовки была и остается очень сложной. Период всех перестроек привел к падению числа детских спортивных школ, отсутствию финансирования. И молодой поросли было очень и очень мало. Невероятно мало! И найти людей под современные технологии тренировок очень и очень сложно. По сути дела, сейчас мы встречаем в олимпийской команде спортсменов 1973, 1972 года рождения. Это еще те люди, которые начинали свою карьеру в духе тех времен.

Понимаете, чем сборная команда СССР всегда была сильна? В ней всегда было 4-5 чемпионов мира и Олимпийских Игр, – но и пара молодых, перспективных атлетов. И молодые шли, учились, а потом и побеждали под руководством и с поддержкой "стариков". А через две Олимпиады они сами становились "стариками". И за ними шла новая молодежь. Эта преемственность сейчас разрушена. Просто так ее восстановить нельзя. Нужно воспроизвести сначала весь этот процесс, восстановить в новых условиях, с новыми технологиями, с новыми подходами. И тогда эта идея будет действовать.

В этом отношении я бы не лез в пророки по отношению Олимпиады в Сочи. Не мне принимать решение. Но есть два варианта. Первый – это беспощадно эксплуатировать то, что есть до сих пор. Возможно, находить лучших тренеров, сделать так, чтобы тренеры по фигурному катанию готовили не американских соперников, а работали бы больше с российскими.

– Но ведь силой-то не заставишь Марину Зуеву и Игоря Шпильбанда, скажем, работать с российскими танцорами. Можно, конечно, выделить им сумасшедший грант от имени российского правительства. Но захотят ли они уехать из Америки, где они работают и где они воспитали золотую и серебряную пары Ванкувера, в Россию?

– И я о том же. Разрушение уже произошло. Из системы "выдернулись" не только спортсмены, но и тренеры. Под какие "морковки" они вернутся – неизвестно. Может, они подождут того времени, когда им безопасно будет приехать сюда делать свой бизнес, устроить жизнь, когда они будут здесь в лучших условиях, чем в Америке?

Но есть очень серьезная вещь – это проблема того, каким образом России изготовить достаточно большое количество тренеров для базы спорта высших достижений. Тренерский состав в плохом состоянии. Многие ведущие тренеры, которые были в расцвете в 60-х – 70-х годах, Царство Небесное, померли. Поручить это дело институтам физкультуры, университетам, академиям… В вузе может быть подготовлен учитель спорта. Это не учитель физвоспитания и физкультуры. Это другое. Но тренер формируется в совместной работе тренеров, в совместных семинарах, совместных сборах, в движении от учителя к ученику и т. д. Вот еще одна проблема: каким образом приподнять эту дисквалифицированную массу тренеров и вытащить ее на современный уровень? С этим сталкиваться придется не один раз.

Итак, резюмируем по поводу Сочи. Один вариант – это форсаж. Второй вариант жесток: Сочи придется рассматривать как смотр и подготовку молодого спорта. И выступать там будут те российские спортсмены, которые будут побеждать через 4-5 лет после Сочи…

– Боюсь, что на это никогда никакое российское руководство не пойдет. Это означает, что пиар-проект потерпел поражение уже за 4 года до начала Олимпиады.

– Давайте положим на полочку этот пиар-проект, а из ящика вытащим другой пиар-проект.

– Другого-то пиар-проекта, кроме нынешнего, в России не будет! Ведь беда-то в том, что именно Сочи планируется как всемирно-российское мероприятие. Под это дело должна быть обеспечена вереница побед.

– Ничего! Будет Олимпиада "Молодая Россия". Таланты во всех видах спорта есть, все красивые, молодые, начинающие, рвущиеся. Я могу пофантазировать по поводу такого проекта – Олимпиада молодой России?

– Это, скорее, будет Универсиада 2013 года, которая произойдет в Казани, в Татарстане. Вот там и будет Олимпиада, Универсиада, Спартакиада (назовите, как хотите) молодой России.

– Казань, я уверен, проведет просто образцовую Универсиаду. Там как раз очень сильное организационное звено. Но если вы думаете, что к этому времени в России поднимется весь студенческий спорт, чтобы за право участвовать в Олимпиаде сражалось 5 тысяч баскетбольных команд или 20 тысяч легкоатлетов…

– Да хотя бы одна хоккейная сборная появилась, которая не проигрывает безнадежно, как в Вашкувере...

– Так вот, Универсиада – это разговоры о будущем. Но я хочу вспомнить: в те времена когда Советский Союз очень интересовался победами на международной арене, а Универсиады рассматривались как тренировки перед Олимпийскими Играми. И там выступали студенты, которые и на Олимпийских Играх показывали достижения мирового уровня. Остается пожелать сегодняшней спортивной России побольше таких студентов!
XS
SM
MD
LG