Ссылки для упрощенного доступа

Борис Березовский – о терроризме


Борис Березовский
Борис Березовский
Гость Радио Свобода – известный бизнесмен, бывший зам. секретаря Совета безопасности России, в прошлом исполнительный секретарь СНГ и депутат Государственной думы России, член-корреспондент Российской академии наук Борис Березовский.

– Вы, как я понимаю, следите за событиями в России из Лондона много лет и связи с Россией не теряете. Хотя я бы вас, конечно, активным оппозиционным политиком, в отличие от периода "Либеральной России", не назвал, тем не менее, ваше мнение всегда интересно. Как вы оцениваете последние события, теракты в Москве и Кизляре, где общее число жертв достигло 50 человек, 137 пострадали? Что это – рецидив старых болезней или симптом углубления кризиса?

- Мне кажется, что и то, и другое, если уж честно сказать. Ясно, что ни одна из серьезных проблем новой России с точки зрения государства не решена. С другой стороны, конечно, возникает вопрос: почему сейчас и кому это нужно, кто за этим стоит? Мне казалось, что последние годы люди как-то успокоились, особенно в Москве. И вот то, что произошло, безусловно, явное свидетельство того, что, к сожалению, воз и ныне там.

Все дело в том, что существует достаточно тесная кооперация между чеченскими экстремистами и ФСБ
– Некоторые считают, что главная проблема Северного Кавказа – это проблема коррупции. Россия или, точнее, федеральный центр направляет туда большие деньги, затем эти деньги растекаются по узкому кругу лиц и руководителей, которые хотят выжить и платят дань вот этим суперэкстремистам, как вы выразились. И эти суперэкстремисты, так сказать, реализовывают свои планы с помощью террора фактически на деньги Москвы. Эта схема вам кажется реалистичной?
Восстановление вертикали власти, а по существу унитарного государства, и привело ко множественным конфликтам на Кавказе, и не только на Кавказе
- Прежде всего, я абсолютно не согласен, что главная причина проблем, которые мы имеем на Кавказе, –это коррупция. Главная причина – это то, что перестала существовать Россия как федерация. То есть, восстановление вертикали власти, а по существу унитарного государства, и привело ко множественным конфликтам на Кавказе, и не только на Кавказе. Понятно, что такое государство, как Россия... не может существовать как эффективное, будучи унитарным. Безусловно, Россия должна быть федерацией. С моей точки зрения, даже больше – конфедерацией. И нужно сохранить минимальные функции за центром, чтобы не создавать внутренних напряжений. Поэтому коррупция, конечно, как бы катализирует эти процессы, но она не является первопричиной. Первопричина – в кардинальном отходе от Конституции Российской Федерации: Россия больше не федерация.

- Для того чтобы победить террористов, нужно понять логику террористов. Что это за логика?

- Я глубоко убежден, что единственный способ борьбы с террором – это жесткий ответ, но ответ для того, чтобы был диалог. По-другому невозможно. Я очень хорошо помню, с каким трудом давался мир в Чечне в 1997 году, я помню, с чего мы начинали. И то доверие, к которму нам удалось прийти за относительно короткий промежуток времени, и дало результат, которого мы ожидали. Без этого невозможно справиться с террором.
Есть идеология и есть современная российская власть, которая вообще никакой идеологией не обладает, у нее вообще отсутствует какая-либо идеология

Я еще раз задумался, почему все-таки эта проблема не уменьшается в сегодняшней России, а увеличивается. Мне кажется, есть еще одна важная причина. Понимаете, мы не будем обсуждать идеологию террора, но на самом деле она существует. И есть современная российская власть, которая вообще никакой идеологией не обладает, у нее вообще отсутствует какая-либо идеология.

– А как же государственничество?

- Государственничество вообще не является идеологией, если на то пошло. Есть государственники, которые считают, что должна быть вертикаль власти и так далее. Есть демократы, которые считают, что власть должна быть децентрализована. Но государство само по себе никогда не называлось идеологией. Я еще раз подчеркиваю, нет идеологии у России. Вообще никакой! Нет цели, неясно, куда мы идем, за что мы должны бороться и против кого. Вот, мне кажется, это одна из основных причин, почему опасность террора в России разрастается, а не уменьшается.

Фрагмент программы "Время гостей". Полностью текст беседы можно прочесть здесь.
XS
SM
MD
LG