Ссылки для упрощенного доступа

Что мешает развитию широкополосного Интернета в США


Ирина Лагунина: Соединенные Штаты постепенно утрачивают лидерские позиции в списке стран с наиболее развитыми коммуникационными структурами. Согласно недавнему докладу Всемирного экономического форума, США, возглавлявшие этот список в 2005 году, сейчас переместились на пятое место, пропустив вперед Швецию, Сингапур, Данию и Швейцарию. По доле же населения, имеющей подписку на широкополосный интернет, страна-родоначальник Всемирной сети, занимает всего 22-е место. Между тем широкополосный доступ в сеть сегодня рассматривается как один из ключевых индикаторов экономического роста. О том, как Соединенные Штаты собираются ликвидировать это отставание, рассказывает наш вашингтонский корреспондент Аллан Давыдов.

Аллан Давыдов: Сегодня американцы, сидя в Интернете, все больше времени уделяют просмотру с компьютера кинофильмов и телепрограмм в высоком разрешении, скачивают огромные фото- аудио- и видеофайлы. Для таких операций необходим широкополосный доступ в сеть, который не только во много раз ускоряет обмен данными в сравнении с телефонно-модемной связью, но и обеспечивает беспрерывное подключение без монополизации телефонной линии. Несмотря на рост числа подписчиков широкополосного сервиса, он остается недоступным для 35 процентов американцев по причине высокой абонентской платы, составляющей в среднем примерно 500 долларов в год.
Среди таких семей - Лиса Рамирес из городка Лайв Оук в Калифорнии, ее нетрудоспособный муж и трое их детей. У них дома нет ни интернета, ни вообще компьютера. Лиса работает медсестрой по обслуживанию хронически больных. Она пытается найти другую, лучше оплачиваемую работу. Но без доступа к интернету это очень сложно.

Лиса Рамирес: Заявления о приеме на работу больше не заполняются вручную на бумажном бланке. Куда бы я ни обратилась – везде это делается на компьютере, через интернет. А у меня нет ни того, ни другого. У меня даже нет своего адреса электронной почты, что очень удивляет менеджеров по персоналу.

Аллан Давыдов: 17-летняя дочь Лисы – Джасмин – также испытывает затруднения в связи с отсутствием домашнего интернета.

Джасмин Рамирес: В школе от нас требуют помещать свои письменные работы в специальную онлайновую базу данных, чтобы получать по ним оценки. Когда мне позволяет время, я вынуждена идти в местную общественную библиотеку, где есть бесплатные компьютеры с интернетом. Но из-за сокращения финансирования библиотеки стали рано закрываться. Часто, не успевая туда попасть, я вынуждена ни свет ни заря являться в школу, чтобы там работать над заданиями.

Аллан Давыдов: Амалия Делони, координатор калифорнийского Центра за справедливость информационной среды, говорит, что лидерство Соединенных Штатов в разработке информационных технологий – еще не гарантия доступа всего населения страны ко всем благам этих технологий. Сейчас это принято называть «цифровым разрывом».

Амалия Делони: Существует Америка, которая соединена с Интернетом и способна решать задачи образования и подготовки трудовых ресурсов в соответствии с требованиями 21-го века. Но параллельно существует Америка, которая большей частью лишена доступа к Интернету. Эта Америка представлена расовыми меньшинствами, жителями отдаленных сельских уголков, мигрантами и малоимущими.

Аллан Давыдов: Эта проблема должна быть бесповоротно решена в ближайшие 10 лет. Так считает руководство Федеральной комиссии по связи США (ФКС). В марте этот орган надзора и регулирования в сфере электронной коммуникации представил в Конгресс обширный комплекс предложений по реформе широкополосного доступа в Интернет. Новый национальный план, в частности, предполагает создание для коммуникационных компаний условий, при которых высокоскоростной и беспроводной доступ в Интернет стал бы недорогим и доступным практически для всех американцев. Сегодня средняя пропускная способность широкополосных линий в США не превышает 4 мегабит в секунду. Но, согласно плану ФКС, к 2020-му году 100 миллионов домовладений в США должны быть обеспечены интернет-подключением со средней скоростью 100 мегабит в секунду.
Комиссия по связи разработала этот план по поручению Конгресса в свете принятого в прошлом году Закона о стимулировании экономики. Как подчеркивает специальный уполномоченный этой комиссии Майкл Коппс, план отражает позицию администрации Обамы, в соответствии с которой высокоскоростной Интернет отныне не роскошь, а критически важное условия для нормального функционирования экономики.

Майкл Коппс: Назрела необходимость в том, чтобы обеспечить каждого американца скоростным доступом в Интернети сделать его финансово доступным для людей. Пока что в стране существуют цифровые дыры. Свыше трети населения все еще выходят в Интернет через допотопный дозвон до интернет-провайдера по телефону, либо вообще не выходят в сеть из дома. В условиях высокой международной конкуренции это непозволительно для страны, которая стремится обеспечить работой и широкими возможностями всех своих граждан. Скоростной интернет должен стать инструментом достижения успеха в 21 веке. И возможности обладать этим инструментом не должен быть лишен никто. Если мы рассматриваем скоростной интернет как центральную платформу взаимодействия всех структур общества, а не только как средство межличностного общения – тогда каждый должен иметь к нему доступ.

Аллан Давыдов: Эту мысль развивает Джулиус Дженаковски – председатель Федеральной комиссии по связи США.

Джулиус Дженаковски: У нас уже давно не вызывает сомнения, что такие службы, как телефон и электричество, являются исключительно важными компонентами нашей экономики, необходимой платформой для инноваций, для создания рабочих мест. В свое время появилась необходимость распространить их географически по всей территории Соединенных Штатов, для чего правительство было вынуждено сформулировать политику, способствующую доступу всех американцев к этим услугам. Точно так же мы должны действовать и в отношении скоростного интернета. Конечно, может вызвать удивление, почему Соединенные Штаты отстали в данной сфере. Видимо, одна из причин в том, что до сих пор не рассматривали всерьез необходимость действовать в этой области по единому плану, не считали важной постановку общенациональной задачи, не анализировали пробелы.

Аллан Давыдов: В числе таких пробелов Джулиус Дженаковски называет недооценку до последнего времени роли конкуренции как фактора удешевления высокоскоростного доступ в интернет для тех, кому он сейчас не по карману.

Джулиус Дженаковски: Жизненно важно, чтобы ФКС разработала твердые правила конкуренции. Для нашей страны это будет лучшая стратегия привлечения капиталовложений и инноваций, снижения цен и повышения качества услуг. Мы будем продвигать серию инициатив, изложенных в нашем плане. К примеру, потребителей сегодня сбивает с толку значительное завышение рекламируемой скорости соединений по сравнению с той, которую они получают на самом деле. Предлагаемая нами стратегия будет способствовать большей информационной открытости провайдеров. Во-вторых, мы намерены убрать барьеры на пути конкуренции, чтобы лучше ее стимулировать.
Наша цель – за 10 лет расширить возможность доступа к скоростному интернету с нынешних 65 % до 90 % населения. Эти темпы будут втрое динамичнее темпов некогда проводившейся поголовной телефонизации страны. Сама скорость интернет-соединений повысится настолько, что позволит врачу ставить медицинский диагноз пациенту на расстоянии, а учителям - заниматься дистанционным обучением.

Аллан Давыдов: Но пока не ясно, сможет ли Федеральная комиссия по связи обеспечить финансирование, корпоративную и юридическую поддержку, чтобы отстоять саму концепцию этого плана.
При подготовке плана руководители комиссии поручили обзор возможностей доступа к широкополосному интернету исследовательскому центру «Интернет и общество» при Гарвардском университете. Перед центром поставили задачу проанализировать, как аналогичные системы действуют за рубежом. Говорит содиректор Центра Йохай Бенклер.

Йохай Бенклер: Если посмотреть на цены в ведущих промышленно развитых странах – они составляют треть, а то и пятую часть цены, которую платят за интернет американцы. При этом скорость соединения выше. Разница не такая уж незначительная, как показало наше исследование.

Аллан Давыдов: Бенклер говорит, что по скорости и стоимости интернет-соединений американские города значительно отстают от городов Южной Кореи, Швеции, и даже присоединившейся относительно недавно к западному сообществу Словакии. Исследователь согласен с тем, что большое значение для удешевления услуг имеет демонополизация компаний-провайдеров. Вместе с тем, он признает, что если в других странах удается заставить большие компании делиться своими линиями с компаниями поменьше, то в Соединенных Штатах этого будет добиться непросто.

Йохай Бенклер: Я предвижу огромное политическое сопротивление. И все же Федеральная комиссия по связи должна правильным образом структурировать рынок следующего поколения. И сейчас – самое подходящее время принять решение: либо сделать шаг в сторону большей конкуренции, либо ограничиться косметическими мерами.

Аллан Давыдов: Федеральная комиссия по связи приняла к сведению рекомендации исследователей, но осталась при своем мнении. Директор проекта «Широкополосная инициатива» в рамках ФКС Блэр Левин считает, что принцип равного и открытого доступа провайдеров к сети в США, скорее всего, работать не будет.

Блэр Левин: В других странах преобладающим провайдером широкополосного интернета является одна коммуникационная компания – телефонная. В Соединенных Штатах совсем по-иному. Большинство подписчиков широкополосного интернета получают его от кабельных компаний. Так что сравнение не всегда корректно.

Аллан Давыдов: Еще большая проблема связана с финансированием. Президент Обама предлагает перенаправить на развитие широкополосного интернета семь с небольшим миллиардов долларов, первоначально предназначенных для стационарной телефонной связи. Однако этого мало. Нужны дополнительные инвестиции в десятки миллиардов долларов. В 90-е годы ФКС уже пыталась снять законодательные ограничения на расширение круга операторов в телефонной индустрии. Крупные телефонные компании сопротивлялись изо всех сил – и выиграли. Этого никто не забыл. Пол Гэллант, аналитик из финансовой компании Concept Capital, говорит, что сегодня новым потенциальным конкурентам коммуникационных гигантов в сфере интернет-сервиса будет очень нелегко найти частных инвесторов.

Пол Гэллант: Вы должны быть готовы пойти на огромный риск. Потому что мало кто осмелится вкладывать деньги в ваш бизнес. Кроме того, вы должны будете нанять опытнейших юристов, способных помочь вам пережить правовую битву, в которой ведущие кабельные и телефонные компании будут стремиться раздавить вас.

Аллан Давыдов: Эксперты считают маловероятным, что ФКС или законодатели объявят открытую войну интернет-монополистам перед ноябрьскими промежуточными выборами в Конгресс. Впрочем, говорит Блэр Левин, есть и другая возможность сделать широкополосный интернет быстрее и дешевле для американцев – расширить сегмент беспроводных интернет-соединений для смартфонов, для чего необходимо забрать у телевещательных компаний неиспользуемую ими часть спектра общественных радиочастот, полученных ими в свое время даром, и продать их с аукциона провайдерам беспроводного доступа в Интернет.

Блэр Левин: Если мы хотим, чтобы широкополосный интернет был недорог и доступен повсюду, беспроводная связь должна сыграть в этом свою роль. Мы пока не знаем, в какой степени она будет конкурировать с кабельными сетями. Но мы точно знаем, что она станет важной частью решения стоящей перед нами задачи.

Аллан Давыдов: Левин говорит, что через несколько лет следующее поколение компаний беспроводной связи сможет конкурировать с большими телефонными и кабельными компаниями, которые сегодня преобладают в Интернет-сервисе.
Однако сами вещатели не желают делиться частотами для развития интернета. Вот как откликнулся президент национальной ассоциации вещателей Гордон Смит.

Гордон Смит: Это выглядит как политическая ангажированность, направленная на свертывание эфирного вещания. Я считаю, что за этим стоят случайные люди, оторванные от действительности, которые откровенно забывают о тех ценностях, которым служит эфирное вещание.

Аллан Давыдов: Группы защиты общественных интересов приветствуют план ФКС. Но, как говорит Джиджи Сон, президент вашингтонской некоммерческой организации Public Knowledge, пока не видно ответов на ряд вопросов. Включая вопрос о том, какие именно компании будут иметь право на аукционное приобретение части спектра радиочастот.

Джиджи Сон: Если не перекрыть доступ к этому спектру нынешним гигантским игрокам на рынке телекоммуникации, таким как компании Verizon (Верайзон) и AT&T (Эй Ти энд Ти), если не дать гарантию доступа к нему компаниям поменьше – тогда результаты этой стратегии не будут иметь никакой ценности.

Аллан Давыдов: В свою очередь, сами гиганты, не желая демонополизации, означающей снижение их прибыли, уже ведут войну против Федеральной комиссии по связи. На этой неделе окружной апелляционный суд в Вашингтоне вынес решение в пользу крупнейшей кабельной компании Comcast, оспаривавшей штрафные санкции ФКС за нарушение регламента интернет-трафика. Фактически решение суда лишает Федеральную комиссию по связи части регулирующих полномочий в сфере широкополосного интернета. Теперь уточнением этих полномочий займется Конгресс, в котором у коммуникационных гигантов влиятельное лобби. И тогда над планом доступного всем американцам скоростного интернета может быть поставлен большой знак вопроса.
XS
SM
MD
LG