Ссылки для упрощенного доступа

Обозреватель РС Виталий Портников – о некоторых нюансах траурной церемонии в Кракове


Польские военные несут гроб с останками президента Леха Качиньского перед церковью Успения Девы Марии (Мариацким костелом) в Кракове. 19 апреля 2010
Польские военные несут гроб с останками президента Леха Качиньского перед церковью Успения Девы Марии (Мариацким костелом) в Кракове. 19 апреля 2010

Во многих странах мира обсуждают подробности траурной церемонии в Кракове, куда в минувшее воскресенье на похороны погибших в авиакатастрофе под Смоленском президента Польши Леха Качиньского и его супруги Марии съехались политики из разных стран.

Президенту США, премьер-министрам Франции, Италии, Великобритании, канцлеру Германии, королям Испании и Швеции, руководству ЕС помешали присутствовать на траурных мероприятиях нарушения в европейском авиасообщении. Крупные европейские страны были представлены, помимо президента Германии Хорста Келлера, президентами России и Украины Дмитрием Медведевым и Виктором Януковичем. Оба они покинули Краков, не дожидаясь окончания похорон. О новом этапе в российско-польских отношениях Радио Свобода рассказал международный обозреватель РС, эксперт по проблемам Центральной и Восточной Европы Виталий Портников:

– О таком событии, как похороны, нужно думать, прежде всего, в человеческом и гуманитарном измерении. То, что руководители всех стран Европейского союза, США собирались прилететь на похороны президента Леха Качиньского, конечно же, связано с тем, какой трагической оказалась смерть этого человека. А тут еще на эту трагедию наложилась неожиданность, связанная с закрытием европейского и американского неба. Смешение случайностей никак не отражает характер отношений между Польшей и Россией, Польшей и США, Польшей и европейскими партнерами. Я совершенно уверен, что в политике главное - это дела. И то, что сегодня происходит в польском обществе, когда говорят о некоем улучшении отношений с Россией, о том, что те жесты, которые сделали президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин, свидетельствуют о крутом переломе в российско-польских отношениях, может удивлять только тех людей, которые не знают Польши. Поляки – поразительно сентиментальный народ, причем сентиментален он во всем – и в политике, и в общественной жизни. Проявление этого качества мы сейчас и наблюдаем. А вот реальное существование Польши, ее отношения с соседями будут определять не сантименты, а холодный политический расчет.

– Представители двух самых больших держав, которые приехали на похороны - президенты Виктор Янукович и Дмитрий Медведев, – уехали, не дождавшись окончания похорон. В то время как Юлия Тимошенко и Виктор Ющенко, которые приехали своим ходом, поступили иначе. Почему?

– Юлия Тимошенко и Виктор Ющенко - это сегодня не руководители государства. Не знаю, как повели бы себя Ющенко и Тимошенко, если бы они были по-прежнему президентом и премьер-министром Украины. Мы должны понимать, что главы государств действуют в рамках протокола, а оппозиционные лидеры или просто общественные деятели действуют в рамках естественных человеческих возможностей. И Дмитрий Медведев, и Владимир Путин после этой катастрофы совершили целый ряд непротокольных жестов и действий. Но я тоже не вижу в этом ничего особенного, потому что мы опять-таки отталкиваемся от некоего польского общественного мнения, которое ранее воспринимало российских руководителей как варваров априори. И еще: теперь уже все знают, что в России очень много людей, которые оставались искренними и верными друзьями Польши. И эти люди несли цветы к посольству Польши в Москве, без учета жестов Медведева и Путина.

– Та трагедия, которая случилась в Катыни, позволила и Медведеву, и Путину продемонстрировать человеческие качества и показать, что российские руководители умеют вести себя так, как это принято в Европе. Что случилось?

– Мы должны еще заметить, что происходившее в Катыни укладывалось в ту схему российско-польских отношений, которая совсем недавно применялась и в российско-украинских отношениях. Был президент, с которым на официальном уровне не поддерживались контакты. В украинском случае - Виктор Ющенко, в польском – Лех Качиньский. Решение о том, что контактов не будет, принималось после участия этих президентов в митингах в Тбилиси во время российско-грузинского конфликта. Зато с премьер-министрами выстраивались достаточно серьезные, доверительные отношения. Так было на Украине с Юлией Тимошенко, а в Польше с Дональдом Туском. Когда самолет президента Польши разбивается, а перед этим его не пригласили на общую церемонию в Катынь, сочувствие вновь выражается премьер-министру, с которым выстраивались доверительные отношения. А вот Ярославу Качиньскому никто из представителей российского политического руководства не стал пожимать руку. Для Москвы он был и остается человеком, с которым не нужно поддерживать никаких связей.

XS
SM
MD
LG