Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Ольга Крыштановская – о выступлении Владимира Путина в Госдуме


Ольга Крыштановская
Ольга Крыштановская
Российский премьер-министр отчитался перед Госдумой о работе правительства. Депутаты поддержали его действия, направленные на стабилизацию экономики. Как оценивают выступление Путина представители либерального крыла "Единой России"?

Один из представителей этого крыла – Ольга Крыштановская, которой приписывают авторство новой, модной в кремлевских кругах концепции модернизации российской экономики.

– Ольга, я хотел поговорить с вами об идеологических конструкциях, которыми российская власть подкрепляет свои экономические реформаторские усилия. Историю этих усилий вполне можно, как мне кажется, охарактеризовать чередой больших концептуальных проектов, многие из которых, к сожалению, оказались нереализованными. Это план увеличения ВВП в два раза. Это разговоры о государственных корпорациях. Сейчас вот – новая концепция модернизации, выдвинутая в прошлом году президентом Дмитрием Медведевым и поддержанная Владимиром Путиным… Если с этой точки зрения смотреть на сегодняшнее выступление премьер-министра в Государственной думе, вы нашли там какое-то подтверждение того, что идея модернизации будет развиваться и дальше?

– Сложно сказать, потому что Владимир Путин говорил в основном о социальных проблемах: о повышении пенсий, зарплат и так далее. Развитие экономики как таковой было, мне кажется, на втором плане. Он немного сказал о росте производства отечественных автомобилей, немного о банках, немного о военно-промышленном комплексе… Но в принципе модернизационная сфера и то, что будет сделано в этом направлении, осталось все-таки за скобками. Мне показалось, что Владимир Путин очень плохо себя чувствовал, у него голос был севший, ему пришлось сократить свое выступление, по-моему… По крайней мере, что-то прямо относящееся к модернизации я не услышала.

– Вроде же говорили о модернизации как об основном концептуальном усилии российских властей. Не странно ли, что премьер-министр обошел эту тему?

– Он говорил о другом. Наверное, Путин считает, что самое важное – это социальные программы, что все-таки наша экономика носит социальный характер и государство наше тоже восстанавливается как социальное государство. И в меньшей степени говорилось о каких-то прорывах... Хотя премьер-министр подчеркивал, например, что производительность труда возросла значительно, отмечал какие-то отдельные успехи. Но все-таки это не было речью такого… стратега модернизации. Это была речь премьер-министра, который думает о том, чтобы население как можно меньше бедствовало и в своем положении получало как можно больше каких-то вразумительных ответов.

– Усилия российского правительства в этом направлении вам кажутся достаточными?

– В смысле поддержки социальных слоев, насколько это возможно в кризис, все-таки – да. То есть пенсии действительно были повышены. А вот что касается зарплат бюджетников, они весь 2010 год будут оставаться неизменными. Это, конечно, достаточно тяжелая ситуация, потому что инфляция все-таки продолжается, пусть и не такими высокими темпами. Владимир Путин подчеркнул, правда, что осенью будет поставлен вопрос о повышении зарплат бюджетников в 2011 году. Вероятно, это произойдет все-таки.

Доклад, конечно, носил социальную направленность, это ясно. Не модернизационную.

– Если говорить о социальной направленности доклада, то цифры, которые Владимир Путин называл, собственно говоря, известны: люди живут в этой стране каждый день. Понятно, что Россия очень во многом остается бедной страной. На этом фоне концептуальные разговоры о модернизации могут действительно выглядеть несколько неуместными. Может быть, именно поэтому премьер-министр решил сконцентрироваться только на таких, не очень приятных, но важных болтах и гайках?

– Да, конечно, сейчас проходят выступления. Протестные настроения развиваются в российских регионах. Это связано с тем, что уровень жизни некоторых групп населения упал, безработица повысилась, тарифы ЖКХ возросли и тем самым съели значительную часть доходов граждан. Сейчас по стране, можно сказать, идут такие коммунальные бунты. И задача правительства, конечно, не допустить, чтобы они переросли в большую коммунальную революцию. Поэтому, мне кажется, премьер-министр пытался ответить на те вопросы, которые волнуют прежде всего простых граждан, простых россиян.

– Они получили ответы?

– В какой-то степени, наверное, да. Хотя все-таки людям интересно, что такое модернизация и что предполагается в этом направлении делать. Все-таки хотелось бы какого-то сдвига и в строительстве дорог, и в том, чтобы наша экономика наконец-то начала что-то производить, кроме мыльных пузырей. Я не думаю, что наши люди настолько убоги, что ждут только каких-то подачек – чтобы им пенсии увеличили, зарплаты. Конечно, это очень важно, но Россия все-таки страна, которая хочет полета. России нужны большие планы. Я думаю, это еще впереди.
XS
SM
MD
LG