Ссылки для упрощенного доступа

Пассажирам – пятерка, системе – двойка


В переполненном аэропорту Праги 16 апреля. Сегодня ситуация уже нормализовалась.
В переполненном аэропорту Праги 16 апреля. Сегодня ситуация уже нормализовалась.
Европа постепенно преодолевает авиационный коллапс, вызванный извержением исландского вулкана. Но далеко не все застрявшие в дороге путешественники уже добрались до дома.

Проблемы с воздушным сообщением над Европой, вызванные облаком пепла из вулкана Эйяфьятлайокудль, обошлись авиакомпаниям по меньшей мере в 1 млрд 700 млн долларов. Об этом сообщил глава Международной ассоциации воздушного транспорта Джованни Бизиньяни. С прошлого четверга было отменено более 100 тысяч авиарейсов. Но последние сообщения дают надежду на скорую нормализацию авиасообщения. Власти Исландии заявляют, что интенсивность извержения вулкана за последние два дня снизилась почти на 80 процентов. В большинстве стран Европы полностью или почти полностью снят запрет на полеты.

Однако в аэропортах по-прежнему находятся тысячи пассажиров, которые не смогли улететь в срок. Среди тех, кто застрял в пути и никак не может вернуться домой, – главный редактор сайта Радио Свобода Людмила Телень. В прямом эфире РС она рассказала:

– Я должна была вылететь вчера в Москву из Рима. Это был транзитный рейс, я возвращалась из Ниццы в Москву через Рим. В Ницце меня не предупредили, что рейс из Рима задержан. Более того, представители Alitalia заверили, что все в порядке. Но когда я прилетела в Рим, оказалось, что не только не все в порядке, но вообще рейсы Alitalia в Москву отменены уже несколько дней. То есть в Ницце нам выдали явную дезинформацию – может быть, и не намеренную. И вот рейс, который должен был состояться 19 апреля, теперь, может быть, стоится 21-го. Хотя первоначально Alitalia обещала только 22-е. Чудом вроде бы удалось изменить дату на 21-е. Я надеюсь, что сегодня в ночь я все-таки вылечу в Москву.

– Каково главное ваше впечатление от этих дней?

– Самое главное впечатление – люди (имею в виду пассажиров). Они, как ни странно, оказались готовы к экстраординарной ситуации и вели себя чрезвычайно выдержанно, терпимо, лояльно друг к другу, пытались друг другу помочь. Я ни разу не слышала повышенного голоса. Я не видела истерик, хотя встречала туристов, которые уже 5-6 дней сидели в аэропорту без понимания того, когда они смогут покинуть Рим, и, увы, без денег. Это относится не только к россиянам. Это относится ко всем людям, которые сидели в это время в аэропорту. Все вели себя исключительно сдержанно.

Мне показалось, что в большей степени к таким ситуациям не готова структура. Потому что в аэропорту Рима наблюдался не то чтобы хаос, но дикая неразбериха. Пассажиры не были информированы о том, как им действовать дальше. Они не могли найти свой багаж. Более того, они не могли даже найти той точки, где этот багаж искать. Им не были предоставлены отели. Им не были предоставлены компенсации. Служащие аэропорта вели себя не как в ситуации форс-мажора, а абсолютно расслабленно, занимались своими делами и не особенно старались отвечать тем запросам, которые были связаны с этой ситуацией.

А пассажиры, повторю, вели себя идеально, несмотря на то, что среди них были больные, пожилые, дети. Очень достойно себя вели.

* * *

А вот еще одна история о тех, кто застрял в пути. Извержение вулкана застало группу преподавателей и студентов Щукинского училища в Швейцарии. О том, что было дальше – известный российский актер, театральный педагог и телеведущий Павел Любимцев:

– Все началось с того, что Театральный институт имени Щукина приехал в Женеву с короткими гастролями. Мы должны были там сыграть два дипломных студенческих спектакля, один из которых ставил я, – два водевиля графа Владимира Александровича Сологуба. Второй спектакль – вечер пластических миниатюр, который ставил Андрей Алексеевич Щукин, наш замечательный профессор, педагог по сценическому движению. Оба спектакля очень успешно прошли. Мы должны были вылетать обратно двумя группами. Большая группа должна была лететь 16 апреля, а остальные студенты и преподаватели – 17-го. Первая группа улетела, что называется, на последнем самолете. А потом аэропорт Женевы закрыли. И мы, естественно, там остались, как говорят, куковать. Куковали мы довольно долго – всю субботу, воскресенье, потом понедельник. Мы уже сами платили за гостиницу, потому что принимающая сторона все свои обязательства выполнила и больше ничего нам не была должна. А гостиницы в Женеве, даже скромные, довольно дорогие.

– Авиакомпания не обещала вам заплатить за гостиницу?

– Нет. Авиакомпания сказала: "Это форс-мажорные обстоятельства – извержение вулкана. Мы в этом не виноваты. (И они действительно в этом не виноваты). Поэтому мы вам ничего не должны". Мы там питались, что называется, подножным кормом, платили за гостиницу сами. И счастье, что мы жили в гостинице, потому что огромное количество людей, которым деваться было некуда, просто в аэропорту сидели… 20 апреля, во вторник, в полной неизвестности мы решили добираться автобусами. И вот добрались мы до Праги, откуда не теряем надежды вылететь в Москву. Правда, у нас еще есть мрачная перспектива – автобусом ехать из Праги до Москвы.

– Тяжело было ехать автобусом из Женевы до Праги?

– Это ночь, часов, наверно, двенадцать. В общем, как-то добраться можно, дороги хорошие. Был бы автобус. Есть и плюс: проехав от Женевы до Праги, мы повидали половину Европы.
XS
SM
MD
LG