Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

Турецким папам собирают деньги на школу


Будни стамбульских трущоб
Будни стамбульских трущоб
Восьмой год в Турции действует проект "Папа, отправь меня в школу!" Под этим девизом идет сбор средств для детей из бедных сельских семей, чьи родители не могут позволить себе дать им образование. В акции участвуют известные писатели, журналисты, артисты. В минувшем году было собрано около десяти миллионов долларов.

"Папа, отправь меня в школу", "Папа, отправь меня в школу". Этот детский голос в Турции знает каждый - он звучит в качестве рингтонов на мобильных телефонах, с экранов телевизоров, сопровождает телевизионные шоу и радиопрограммы. Известные люди призывают помочь детям из самых бедных семей сесть за школьную парту. Можно отправить примерно три доллара на указанный телефон обычной эсэмэской, перевести деньги на банковский счет, купить билет на концерт, прибыль от которого пойдет в фонд помощи детям. Проект стартовал в 2002 году под патронатом министерства образования. Автором идеи была 36-летняя Ханзаде Доган Бойне, наследница одной из богатейших в Турции семей и общественная деятельница.

- На востоке страны настоящим бедствием стало раннее насильное замужество для девочек, практически продажа в рабство, убийства женщин ради чести семьи, отказ родителей отдавать дочек в школы, - говорит участник кампании, независимый журналист Айхан Кылыч. - Образование там, к сожалению, до сих пор большая проблема. Наши волонтеры ведут переговоры с муниципальными властями об открытии курсов письма и чтения для неграмотных. За минувший год дети получили около пяти тысяч стипендий для обучения.

В 40-х годах прошлого века в сельских районах Турции открылись учебные заведения, получившие название "деревенских университетов". Чтобы повысить уровень грамотности, власти решили организовать около 20 мелких вузов в отдаленных районах, где молодые люди могли бы получать знания и овладевать профессиональными навыками. Их тогда еще называли "институтами вольнодумства".
Настоящим бедствием для восточных районов Турции стало раннее насильное замужество для девочек, нежелание родителей отдавать их в школы


В те годы в Турции мальчикам и девочкам не разрешали без присмотра находиться в одной комнате, не говоря о том, чтобы сидеть за одной партой. В "деревенских университетах" практиковали совместное обучение. Студенты занимались сельским хозяйством, обучались ремеслам, изучали математику, историю, литературу, медицину. За шесть лет существования студенты и выпускники построили 150 зданий, 36 складов, 12 электрических заводов, 100 километров шоссе, организовали три рыболовецких артели. Айхан Корай был одним из выпускников такого университета.

- Каждое утро мы начинали с пения народных песен, делали гимнастику, завтракали, ели хлеб, который сами пекли, - рассказывает Айхан. - После восьми утра было свободное время для чтения. Мы должны были прочитать за год двадцать пять книг классиков. Класс был разделен на группы. Каждый отвечал за один предмет и объяснял его остальной группе учащихся. У нас не было особой иерархии, мы даже могли критиковать учителей. Из стен деревенских институтов вышли многие известные турецкие интеллектуалы.

Однако в разгар холодной войны, которая разжигала страх перед "красной угрозой", турецкие власти начали опасаться сельских "вольнодумцев". Деревенские университеты формировали уверенных в себе, сознательных студентов, которых, как считали политики, могли запросто использовать в своих интересах левые радикалы. В начале 50-х институты закрыли как "рассадники" коммунистических идей.

- В Турции очень боялись коммунизма, - говорит 85-летняя Фатма Ялчин, одна из выпускниц деревенского университета. - Считали, что такие учреждения, как наше, создавали угрозу господствующей идеологии. Институты развивались в нечто иное, чем предполагали их основатели. Они "выводили" умных людей из обычных деревенских детей. Подумайте только, в деревенских институтах получили образование более семнадцати тысяч турецких подростков. Деревенские дети очень хотели учиться…

Сегодня в Турции будущее ребенка полностью зависит от степени благосостояния и уровня образования родителей. Шанс пробиться в люди у деревенских детей близок к нулю; правда, бывают исключения…
Из стен "деревенских университеов", закрытых в 50-е годы за вольнодумство, вышли многие известные турецкие интеллектуалы


Один из самых молодых и успешных чиновников Турции Муамер Йилдыз занимает ответственный пост в министерстве образования. Он родился в провинции Эрзурум, в маленькой деревне, в семье крестьянина. На сто пятьдесят домов была одна школа, которая умещалась в комнате одноэтажного здания. Его родители были неграмотными. Отец не хотел отдавать мальчика учиться, он был пятым ребенком в семье, должен был работать в поле вместе с братьями. Но Муамер с успехом закончил начальную школу и настоял на том, чтобы его отвезли в соседний город.

Жить было негде, в течение двух лет Муамер спал на складе, блуждая до поздней ночи по улицам. Молодой человек не мог поступить в университет без специальной подготовки. Частные "дерсхане", где готовили к сдаче вступительных экзаменов в институты, были недоступны. Он постоянно таскал с собой несколько учебников, которые читал по ночам. Ему приходилось приспосабливаться к большому городу, исправлять сельский акцент, одновременно работать. Когда прибыли результаты экзаменационных тестов, все были удивлены, особенно его отец - он поступил, опередив многих городских сверстников.

Получив высшее образование, Муамер несколько лет работал учителем в восточном городе Урфа, где живет курдское население. Он решил продолжить академическую карьеру, получил степень доктора философии и был назначен на ответственный пост в министерстве образования.

- Я знаю, какая это почти невыполнимая задача - поступить в университет, особенно для деревенских жителей, - говорит Муамер Йилдыз. - К сожалению, в настоящее время только шесть процентов социальных расходов в Турции предназначены для детей в возрасте менее шести лет. Приблизительно в четыре раза больше государство тратит на пожилого человека, чем на ребенка. Турецкая система образования имеет очень много проблем.

Уже несколько поколений турецких школьников во время экзаменов довольствуются заранее подготовленными вариантами ответов. В школах с конца семидесятых годов принята тестовая система оценок. По мнению критиков, в лицеях процветает зубрежка, учащиеся не понимают предметы, деградируют, отучаются думать, мыслить логически. Как пишет стамбульская газета "Миллиет", "ради показательного увеличения процента образованных граждан в стране ежегодно открывается все больше и больше университетов и снижается планка требований на вступительных экзаменах. Количество выпускников вузов стремительно растет, но качество образования неуклонно снижается".

Тем временем в сельской Турции, как и прежде, живут по старинке: патриархальная турецкая деревня, которую в свое время описал Решад Нури Гюнтекин, турецкий драматург, автор романа "Чалы кушу", по мотивам которого был создан фильм "Королек - птичка певчая", имевший большой успех в России в конце восьмидесятых годов. Судьбу главной героини фильма молодой турецкой учительницы Фериде-ханум повторяют тысячи турецких девушек, которые в поисках работы направляются в далекую деревню, но уезжают оттуда, потому что не в силах свыкнуться с царящими там нравами.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG