Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Александр Кынев – о принципах назначения глав регионов России


Александр Кынев
Александр Кынев
Президент России Дмитрий Медведев переутвердил на постах трех глав регионов – Липецкой и Пензенской областей, а также республики Северная Осетия. Что стоит за этим решением? Об этом Радио Свобода рассказал политолог Александр Кынев:

– Очередная серия назначений по Пензенской, Липецкой областям и Северной Осетии означает, что на самом деле все попытки различных чиновников администрации президента и околокремлевских политологов декларировать наличие единых критериев, которым подчиняется отбор кандидатов, - все это буффонада. На самом деле решения принимаются в режиме ручного управления в каждом конкретном случае. Все остальные критерии - это дымовая завеса, игра на публику, не более того. Если бы критерии были едиными и общими для всех, тогда можно было бы прогнозировать определенные результаты. В данном же случае можно предполагать назначение руководителя в регион только исходя из отношения федеральных элит к конкретному губернатору. И только это и ничто другое определяет его судьбу.

Есть так называемые рейтинги выживаемости, когда группа экспертов, слегка разбавленная отдельными независимыми экспертами, дает оценку, насколько тот или иной губернатор имеет шансы быть переназначенным. А другое дело - оценка качества его работы. Это не одно и то же. На мой взгляд, проблема заключается в том, что разговор о наличии шансов полностью вытесняет из обращения разговор о качестве работы губернатора, о том, стоит ли его вообще назначать. Вот когда были прямые выборы, эти рассуждения имели смысл. Сейчас все сводится к информации о том, кто кого лоббирует. Ничто другое в контексте даже не присутствует.

Теперь по персоналиям. На мой взгляд, что касается Королева – губернатора Липецкой области - это тот самый случай, когда с точки зрения качества работы губернатора никаких претензий к Королеву нет. В Центральном федеральном округе Королев – один из лучших губернаторов. С соседней Тамбовской областью даже сравнивать невозможно. И в то же время, с точки зрения шансов, ситуация изначально не была простой по той причине, что в регионе есть предприятие федерального уровня – Новолипецкий металлургический комбинат. Предприятие бюджетообразующее не только для региона, но и для федерального центра. Его хозяин, господин Лисин, в рейтингах самых богатых людей страны устойчиво занимает верхние строчки. Поэтому в условиях, когда крупный бизнес имеет особые отношения с федеральной властью, позиция руководства комбината учитывалась. Был вопрос: а каковы отношения комбината и областной администрации? А они были непростыми: то улучшались, то ухудшались. Но в последние годы стали более-менее ровными, все сферы влияния были распределены. Город Липецк, его администрация, горсовет в большей степени под контролем комбината. Остальная территория области замкнута на областную администрацию. Поскольку рекомендация президента была принята, значит никаких существенных возражений по поводу назначения губернатора не было.

Иной случай с переназначением Василия Бочкарева в Пензенской области. В этом регионе крупного бизнеса федерального уровня нет, а значит – большим федеральным игрокам область малоинтересна. Конечно, есть недовольные. Даже невзирая на то, что они из региона вытеснялись всеми возможными способами, они все равно остаются. Регион депрессивный, а депрессия перешла в безнадежность. Можно вспомнить уголовное дело против лидера регионального "Яблока" журналиста Кучкина, есть и другие примеры. Даже в тихой Пензе дело дошло до акции протеста. И, тем не менее, господина Бочкарева назначают на новый срок. Это говорит о том, что система ориентируется на все, что угодно, но только не на реальное качество управления и совершенно не завязана на положение дел в регионе.

Что касается Северной Осетии, здесь иной подход. К национальным регионам всегда подходили более бережно. Северный Кавказ всегда воспринимался как зона, стратегически важная с точки зрения национальной безопасности. Здесь главное, чтобы не стало хуже. В Северной Осетии, где в последние годы относительно спокойно, тоже идет политическая борьба, но, как принято на Кавказе, в основном под ковром. Было ясно, что президент Теймураз Мамсуров регион контролирует, ситуация относительно стабильная. Кроме того, есть фактор Южной Осетии, который ситуацию дополнительно усложняет и, соответственно, усиливает риски каких-то сбоев в случае, если что-то будет внезапно перестраиваться. Поэтому Мамсурова переназначили абсолютно прогнозируемо. Да и сам Мамсуров руководит республикой тихо, спокойно. Он человек старой школы, который много лет находился в советской элите, потом в правительстве региона, возглавлял парламент, потом стал президентом. Так что все логично.

Фрагмент программы "Время гостей" Михаила Соколова
XS
SM
MD
LG