Ссылки для упрощенного доступа

Дело Сергея Магнитского: сенатор США требует визовых санкций против 60 российских чиновников


Ирина Лагунина: В письме, направленном Госсекретарю США Хиллари Клинтон в понедельник 26 апреля, глава Хельсинкской комиссии Конгресса США, сенатор Бенджамин Кардин призывает: "Я обращаюсь к Вам с призывом немедленно отменить визы в США для целого ряда российских чиновников и иных лиц, которые участвуют в масштабной коррупции в этой стране и которые несут ответственность за применение пыток и смерть в следственном изоляторе в прошлом году Сергея Магнитского - российского юриста, противостоявшего коррупции и давшего свидетельские показания против этих чиновников".
Напомню, 37-летний юрист Сергей Магнитский в течение 11 с половиной месяцев содержался в следственном изоляторе Бутырской тюрьмы и скончался 16 ноября прошлого года в СИЗО «Матросской тишины» в результате невыносимых условий, которые были для него созданы, и в результате того, что ему не была во время оказана медицинская помощь. Обвинения против него так никогда и не были представлены суду, и дело, из-за которого человека посадили за решетку на время проведения следствия, теперь само по себе развалилось, не существует.
Мы рассказывали историю Сергея Магнитского, когда он еще был жив – в октябре прошлого года. Напомню вкратце, что он вскрыл махинации с российской налоговой системой, в результате которых государственная казна потеряла почти 5 с половиной миллиардов рублей. В результате те же самые офицеры МВД, которых он обвинил в коррупции, открыли дело против него самого. В одной из жалоб из СИЗО Магнитский утверждал, что от него требовали отказаться от выдвинутых им обвинений и выступить с заявлением, что в хищении виноват фонд Hermitage Capital, который он обслуживал. Если бы ему не отказывали в СИЗО в медицинской помощи, он был бы сейчас жив.
Моя коллега в Вашингтоне Хезер Маэр попросила сенатора Кардина объяснить, почему он вышел с предложением к Государственному департаменту США отказать во въезде 60 российским должностным лицам.

Бенджамин Кардин: Это серьезный вопрос, нарушение прав человека, вопросы коррупции, которые стали очевидными, потому что человека, Сергея Магнитского, держали столько времени в тюрьме без суда, потому что ему создали нечеловеческие условия. Это очень серьезное нарушение прав человека. И те, кто повинен в этом, как мне кажется, должны знать, что Соединенные Штаты заявляют международному сообществу, что мы не приемлем подобного.

Хезер Маэр: В письме сенатор утверждает, что отмена виз пошлет «важный сигнал коррумпированным официальным лицам в России, что Соединенные Штаты серьезно настроены бороться с коррупцией в мире и с тем вредом, который она наносит»...

Бенджамин Кардин: Абсолютно очевидно, что в основе этого всего лежит коррупция, которую никто даже не пытался искоренить. Это – экстремальный случай коррупции, виновные в котором должны понести ответственность. Более того, они должны понести ответственность за бесчеловечное отношение к заключенному. Сергея поместили в тюрьму только за то, что он пролил свет на дело о коррупции, и его держали в тюрьме только потому, что он следовал своим принципам. Те, кто устроил ему такие условия в тюрьме, должны быть наказаны. Думаю, это – один из главных вопросов, который России сейчас надо решить.

Хезер Маэр: Поскольку речь идет об официальных лицах довольно высокого ранга, не опасаетесь ли вы, что ваш призыв отменить визы этим людям и их ближайшим родственникам нанесет ущерб американо-российским двусторонним отношениям? Приблизительно так, как в свое время произошло с убийством Политковской, которое так до конца и не было расследовано.

Бенджамин Кардин: Думаю, с точки зрения двусторонних отношений важно, чтобы обе стороны могли поднимать вопросы, которые вызывают беспокойство. И это не должно подрывать возможность решать другие проблемы. Такова природа двусторонних отношений, а мы полагаем, что наши отношения с Россией достаточно зрелые, чтобы мы могли решать вопросы. А данный вопрос требует решения.

Ирина Лагунина: Сенатор Бен Кардин пока не получил ответа – ни от Госдепартамента США, ни лично от Хиллари Клинтон, которой он адресовал свое письмо. Однако он заверил в интервью Радио Свобода, что даже если официального ответа не будет, ему в скором времени представится возможность лично поговорить об этом с Госсекретарем США – Клинтон довольно часто бывает на Капитолийском холме. Юридические основания для такого шага Госдепа США в принципе есть, и именно на них указывает сенатор в письме: “Мы можем предпринять конкретные меры по обеспечению отказа во въездных визах в Соединенные Штаты тем государственным служащим и иным лицам, которые несут ответственность за это преступление. Как вы знаете, Соединенные Штаты следуют политике запрета на посещение нашей страны иностранными гражданами, причастными к коррупции, и Государственный департамент уполномочен Президентом для реализации этой задачи в соответствии с президентским Указом №7750”.
Я позвонила главе инвестиционного фонда Hermitage, на который работал Сергей Магнитский, Уильяму Браудеру:

Уильям Браудер: Я думаю, это очень важный первый шаг в борьбе за правосудие для Сергея Магнитского. В России собраны уже горы доказательств причастности этих официальных лиц, но по причинам, которые любому человеку извне кажутся просто непостижимыми, но ни одному официальному лицу, причастному к смерти Сергея Магнитского или к тем махинациям, которые он вскрыл, не было предъявлено обвинение в совершении преступления. И если правосудия нельзя добиться в России, потому что там это просто невозможно, то важно показать, что люди вне России испытывают такое же возмущение происходящим, как и мы, и готовы перейти к делу. Мы были очень рады, что сенатор, который занимается правами человека, решил действовать, и мы надеемся, что у законодателей и политиков в других странах мира будет аналогичная реакция.

Ирина Лагунина: Но дело, вернее, к сожалению, более точно сказать – смерть Сергея Магнитского все-таки немного изменила Россию. Люди поняли, что неограниченная власть силовых ведомств угрожает не только их жизни и благосостоянию, но и способности творить, создавать, их экономическим и социальным правам. И в результате все-таки были уволены 20 сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, как и руководитель СИЗО «Бутырка». Вы полагаете, что все эти меры носят чисто косметический характер?

Уилльям Браудер: Давайте посмотрим на то, что произошло. Сергей Магнитский был нашим юристом. Он вскрыл чудовищные махинации, в которых участвовали офицеры МВД и другие должностные лица. Сергей Магнитский не только выявил махинации, но и помог нам установить, кто их совершил. Затем он выступил с показаниями против официальных лиц, которые были вовлечены в этой дело. А затем те же самые официальные лица арестовали его, поместили его в тюрьму, пытали его для того, чтобы он отозвал свои показания, отказывали ему в медицинской помощи, когда он в ней нуждался. И в результате он через 11 с половиной месяцев заключения скончался. Уволить кого-то и заявлять, что таким образом люди понесли наказание, соразмерное с тем, что произошло? Да это просто насмешка. Мы надеемся, как надеется любой человек, у которого есть сердце, что люди, повинные в гибели Сергея Магнитского, предстанут перед судом. Глава Московской хельсинской группы Людмила Алексеева призвала привлечь их к ответственности, сенатор Кардин предложил аннулировать их американские визы и запретить им въезд в США, и еще около 15 различных общественных групп предложили свои меры и свой план действий. Так что если правосудия не удастся добиться в России, то мы его добьемся за российскими пределами.

Ирина Лагунина: Прерву беседу с Уильямом Браудером, поскольку, действительно, моя коллега Елена Поляковская говорила на эту тему с главой Московской хельсинкской группы. Вот что сказала Людмила Алексеева:

Людмила Алексеева: Несмотря на вмешательство президента Медведева, начальника "Бутырок" перевели на почти такую же должность, а остальных вообще не тронули. И, самое главное, не ведется расследование по делу, из-за которого Магнитский был арестован. Инициировали следствие и курировали его люди, которых он обвинил в краже бюджетных денег. То есть это коррупционное дело. Если уж Магнитский погиб, то нужно, чтобы его дело послужило тому, чтобы он стал последней жертвой такого рода.

Ирина Лагунина: Вы недавно отозвали дело против компании «Плутон», которая в свое время, после обыска в вашем московском офисе, в ходе которого были изъяты все документы, в результате чего три ваши фирмы «Махаон», «Парфенион» и «Рилэнд» оказались во владении этой странной компании. Как идут разбирательства по гражданским искам, которые вы предъявили в России?

Уилльям Браудер: Гражданские дела? Мы начинаем их одно за другим выигрывать. Мы выиграли, например, одно очень важное дело в Москве. Кстати, мы сняли дело в казанском суде именно из-за того, что оно задерживало московское. И по мере того, как мы выигрываем эти дела в арбитражных судам, нам становится все более и более понятной криминальная группа, которая стояла за кражей наших компаний, за кражей 230 миллионов долларов из российской налоговой казны и за смертью Магнитского. Но где нам на самом деле нужен успех, так это в привлечении к ответственности тех людей, кто повинен в смерти Сергея Магнитского. Он умер в возрасте 37 лет. Это была несправедливая смерть невинного человека. Он должен получить правосудие. И мы добьемся того, что он его получит.

Ирина Лагунина: Вы также представили сейчас дело в Нью-йоркский суд. Почему вы решили воспользоваться этим механизмом?

Уилльям Браудер: Дело, которое находится сейчас на рассмотрении нью-йоркского суда, было заведено для того, чтобы получить информацию о тех, кто стоял за теми махинациями, которые вскрыл Сергей Магнитский. Сейчас идет расследование, мы получаем от ряда банков данные о денежных переводах. А это исключительно важно и полезно для того, чтобы отследить деньги. Процесс еще не завершен, так что я не могу вдаваться в детали. Но, подчеркну, это предоставляет нам дополнительную информацию о том, куда ушли деньги.

Ирина Лагунина: Уильям Браудер, глава инвестиционного фонда Hermitage Capital. Мы вернемся к теме расследования обстоятельств смерти юриста Сергея Магнитского в одном из ближайших выпусков программы.
XS
SM
MD
LG