Ссылки для упрощенного доступа

"Чхонан": версии гибели


Часть сторожевого корабля "Чхонан", поднятая на поверхность.
Часть сторожевого корабля "Чхонан", поднятая на поверхность.
В четверг прошли похороны моряков, погибших в результате гибели сторожевого корабля военно-морских сил Южной Кореи "Чхонан", который затонул в ночь с 26 на 27 марта в акватории Желтого моря неподалеку от острова Пэннёндо – рядом с северокорейскими территориальными водами.

Жертвами трагедии стали 40 человек, шестеро считаются пропавшими без вести, 58 членов экипажа удалось спасти. Все погибшие посмертно повышены в воинском звании и удостоены государственных наград за патриотизм.

Обломки корабля подняты на поверхность и исследуются специалистами. Официальное расследование еще не закончено, однако министр обороны Южной Кореи Ким Тхэ Ен на днях признал, что корабль, скорее всего, затонул в результате взрыва, произошедшего под его днищем. Несмотря на отсутствие прямого контакта со взрывным устройством, корабль разломился пополам, так как подобный взрыв создает так называемый "эффект пузыря". Изменение давления привело к образованию водяного столба, который нанес мощный удар по судну. Схожую версию выдвинул и неназванный представитель министерства обороны США, на которого ссылается телекомпания СNN.

Ким Тхэ Ен заявил, что "Чхонан" был, судя по всему, торпедирован, однако он отказался высказывать предположения по поводу того, кто мог выпустить торпеду.

Наиболее обсуждаемой является версия нападения со стороны Северной Кореи. В районе, где затонул южнокорейский корабль, уже не раз происходили стычки между ВМС Южной Кореи и КНДР, последний раз – в ноябре прошлого года. Информационные агентства сообщают, что накануне инцидента вблизи корабля "Чхонан" был замечен северокорейский разведывательный самолет. Торпеда могла быть выпущена с подводной лодки. Более того, в СМИ появились сообщения о том, что в вооруженных силах КНДР существуют специально обученные смертники, которые могут управлять торпедами и взрывать их в нужный момент. Официальный Пхеньян свою причастность к гибели южнокорейского судна отвергает.

По другой версии, "Чхонан" подорвался на мине, дрейфовавшей в Желтом море еще со времен Корейской войны. Еще одна версия, которую отвергает уже официальный Сеул: в "Чхонан" попала торпеда, выпущенная по ошибке с другого южнокорейского корабля во время проводившихся неподалеку военных учений.
Сдержанность (и сдержанность не только Южной Кореи, но и ее союзников) не приведет к каким-то действиям, которые имели бы военный смысл

В проводящемся расследовании принимают участие эксперты из США. Источник в правительстве Южной Кореи сообщил информационному агентству "Енхап", что о результатах будут немедленно уведомлены Россия, Китай и Япония. Наблюдатели полагают, что в случае, если причастность КНДР к гибели корабля подтвердится, Южная Корея намерена обратиться в Совет Безопасности ООН, где она рассчитывает на поддержку со стороны вышеназванных государств.

Специалист по Южной Корее, бывший сотрудник МИД России Валентин Моисеев полагает, что возможная причастность Северной Кореи к инциденту – даже несмотря на его масштабы – не спровоцирует начала военных действий между двумя странами:

– Доказать это будет весьма сложно. Масштаб потерь, понесенных Южной Кореей, – это не один человек, это много людей. Но в любом случае, я думаю, что сдержанность (и сдержанность не только Южной Кореи, но и ее союзников) не приведет к каким-то действиям, которые имели бы военный смысл. Это будет, наверное, все-таки дипломатический нажим на Северную Корею. Санкции, как очевидно, уже есть, но они малоэффективны в том смысле, что Северная Корея не имеет столь развитых внешних связей для того, чтобы они каким-то образом ее задели. Да, это может быть и прекращение, в первую очередь, межкорейских контактов, от этого Северная Корея немного, но зависит: тут и промышленный комплекс в Кессоне, и какие-то гуманитарные обмены. И имиджевые потери для Северной Кореи будут значительные, с чем она тоже не может не считаться.

На то, что Сеул в любом случае будет занимать очень сдержанную позицию, указывает в своем блоге еще один эксперт по проблемам Корейского полуострова, профессор университета Кунмин в Сеуле Андрей Ланьков. Он не видит смысла для КНДР в подобном нападении, однако, отмечает Андрей Ланьков, Северная Корея в последнее время уже не раз совершала довольно бессмысленные действия в отношении Юга, да и всего мирового сообщества:

"В моём списке приемлемых объяснений северокорейская торпедная атака сейчас по вероятности стоит на первом месте (в первую очередь именно потому, что Сеул отчаянно такую возможность отрицает).
Правительство крайне не хочет признавать этого факта, так как официальное признание приведёт к взрыву эмоций среди южнокорейского населения, которые потребуют мести. Однако единственным результатом "акций возмездия" станет новый виток напряжённости в отношениях с Севером, который Югу совсем не нужен.
Тактика будет предусматривать:
*максимальное затягивание расследования;
*отвлечение внимания от поиска причин взрыва,
*заявления о том, что северокорейское участие - не более чем версия, и, конечно же, недоказываемая или сомнительная."


Гибель корабля "Чхонан" – очередное звено в цепи событий, которые не позволяют понизить градус напряженности в отношениях Сеула и Пхеньяна, считает Валентин Моисеев:

– Схватки или какие-то инциденты в районе милитаризованной зоны или в районе морской границы происходят достаточно регулярно и заканчиваются ростом напряженности, но никак не военными действиями. В военных действиях, я думаю, ни та, ни другая сторона не заинтересованы. Стороны заинтересованы, на мой взгляд, в поддержании определенной, так сказать, регулируемой напряженности. Эта напряженность нужна как для внутренних целей, так и для внешних целей. Для внутренних целей – это поддерживать в населении, в первую очередь, в северокорейском населении, элемент напряженности, борьбы, необходимости сдерживать свои потребительские какие-то намерения, а для Южной Кореи – показать всему миру агрессивность режима северокорейского, необходимость как-то его обуздать.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG