Ссылки для упрощенного доступа

Журналист-эколог Дэвид Биелло – о катастрофе в Мексиканском заливе


Пожарные суда возле горящей нефтяной платформы в Мексиканском заливе.
Пожарные суда возле горящей нефтяной платформы в Мексиканском заливе.
Через десять дней после взрыва на нефтяной платформе в Мексиканском заливе в восьмидесяти километрах от побережья Луизианы в сообщениях с места разлива нефти появился явный новый тон – ожидания катастрофы. Хотя к субботе нефтяное пятно дало о себе знать на поебержье лишь редкими полосами нефтяной пленки, проникшей в заливы дельты Миссисипи, основная масса нефти была на расстоянии считанных километров, а штормовая погода заставила прервать попытки сдержать движение нефтяного пятна. По прогнозам, штормить будет в течение двух-трех дней.

Но, как признают и специалисты, и представители властей, самый тревожный факт заключается в том, что практически никто не мог представить вероятности столь масштабной аварии в столь отдаленной морской акватории, на такой глубине, и ни у кого нет опыта ее нейтрализации. В пятницу вечером министр внутренних дел Кен Саласар, облетевший гигантское нефтяное пятно и встретившийся с представителями местных властей, береговой охраны и "Бритиш Петролеум", почти прямо признал, что у спасателей нет ясного представления о том, что делать, как бороться с нефтью. Он пригласил другие нефтяные компании поделиться опытом действий в подобных ситуациях. "Бритиш Петролеум" уже воспользовалась чужим опытом и советом, пытаясь применить химикаты под водой для расщепления нефти еще до появления ее на поверхности залива, но результаты этих попыток пока ничтожны, а скважина продолжает выдавать на поверхность воды тысячи баррелей нефти в день – точную цифру вывести невозможно.

Какие варианты действий остаются в то время, как подводная скважина продолжает источать нефть, а привычные меры локализации загрязнения выглядят детскими играми в контексте беспрецедентной аварии? Об этом говорит Дэвид Биелло, заведующий отделом экологии журнала "Сайентифик Американ":
Необходимо доставить на место новую буровую платформу, возвести стояк нефтеотвода, провести буровые работы. Все это требует времени даже по самым жестким нормативам

– Существует два варианта. Прежде всего – использовать установленное у отверстия скважины устройство под названием "противовыбросовый превентор". Оно представляет собой 450-тонный клапан, предусмотренный именно для предотвращения выброса нефти в случае нештатной ситуации. К сожалению, в данном случае это устройство полностью отказало. Причины отказа остаются неизвестными. Специалисты "Бритиш Петролеум" направили на глубину несколько дистанционнно управляемых подводных роботов, с помощью которых пытаются заставить это устройство заработать. Это было бы лучшим и быстрейшим выходом из ситуации, и надежда на удачу все еще есть. Второй вариант – завести что-то вроде сферической крышки над трубой, по которой из скважины поступает основной поток нефти, что может занять несколько недель. А затем для окончательного решения проблемы – пробурить и начать эксплуатировать совершенно новую отводную скважину, через которую и пойдет нефть в будущем.

– Но, если превентер не могут заставить заработать почти десять дней – значит, шанс на это все менее реален?

Спутниковый снимок побережья Луизианы
– Да, скорее всего, это так. И все же они продолжают прилагать все возможные усилия для остановки потока нефти, который уже поставил этот район на грань крупной экологической катастрофы. Думаю, что попытки хоть на скорую руку починить превентер будут продолжены до самого последнего возможного момента. Но проблему еще представляет и то, что труба, по которой поступает нефть из скважины, была прорвана в результате взрыва в нескольких местах. Если удастся заблокировать эту трубу, то нефть все равно найдет выход из скважины. Так что все эти меры в лучшем случае временные

– Представители "Бритиш Петролеум" говорят, что отвод бьющей сейчас фонтаном нефти через новую скважину может начаться не ранее чем через три месяца. Почему так долго?

– Прежде всего, для этого необходимо доставить на место новую буровую платформу, возвести стояк нефтеотвода, провести буровые работы. Все это требует времени даже по самым жестким нормативам. Будет также технически нелегко определить траекторию бурения так, чтобы новая скважина пересекалась с существующей. При обычном бурении достаточно попасть в нефтяной пласт. Но в данном случае нужна ювелирная точность, что окажется куда более трудной задачей.

– Что же делать с нефтью, которая поступает наверх? Насколько эффективны меры по ее нейтрализации?

– Бесспорно, средства, применяемые для локализации нефтяного пятна, являются низкотехнологичными. Это суда, расставляющие заграждения, нефтесборщики. В дальнейшем для сбора нефти могут быть подогнаны танкеры. Береговая охрана проводит пробное сжигание нефтяной пленки, чтобы посмотреть, насколько это поможет. Но сегодня уже очевидно, что все эти усилия не способны предотвратить контакт нефтяного пятна с берегами штата Луизиана. Это плохая новость для множества прибрежных природных заповедников. Это плохая новость и для донных экосистем, потому что со временем нефть с поверхности оседает на дно. Для минимизации ущерба предпринимаются все доступные сейчас средства. Но самым лучшим решением стало бы скорейшее перекрытие подводного нефтяного фонтана.

Между тем жители побережья Луизианы, многие из которых кормятся морем, смирились с неизбежностью катастрофы. В пятницу вечером рыбаки спешили проверить крабовые ловушки, выставленные на прибрежных мелях, выбирали из воды устриц – никто не знает, когда им удастся снять следующий морской урожай. Не исключено – через несколько лет.
XS
SM
MD
LG