Ссылки для упрощенного доступа

Когда самарская школа перестанет быть советской


Сергей Хазов: Учитель истории Николай Елизаров не может устроиться на работу в школу. 21 сентября прошлого года Елизаров был уволен из самарской школы №5. Педагога уволили за то, что на уроках истории он критиковал Иосифа Сталина. Рассказывает Николай Елизаров.

Николай Елизаров: Я поразился! Я им даже говорил – да вы в каком-то идеологическом гетто здесь живете! Да, разве можно такие вещи!... СССР нет. У нас уже Конституция совершенно другая. Для них я открывал Америку. Усилиями директора, усилиями педагогов… Кстати говоря, не только педагогов. Я, например, поразился… Например, в этой школе заведующий хозяйством, помощник директора по хозяйству, другими словами завхоз Александр Вячеславович Злобин отвечает за идеологическое воспитание учащихся. Вначале я думал, что это какой-то розыгрыш, какой-то прикол, говоря языком современных учащихся. Нет! Один раз позвал меня – демонстрировал фильм, фильм подстрекательский. Некто, изображающий из себя президента США, говоря прямую речь, от лица президента США Буша, говорил, ну, непостижимые вещи! Какой-то бред, какую-то белиберду! И вот этот фильм он демонстрировал в 8-х классах, в 10-х классах, в 11-х классах. Потом я поднимаюсь и говорю: "Вы что вообще делаете?! Что сейчас происходит?" Такая идеологическая работа велась в школе завхозом. Ну, потом мне кое-что стало более ясно видно. Когда я узнал, что звание у этого завхоза подполковник, что он имеет правительственные награды, держит себя в школе далеко не как завхоз, а точнее – не только как завхоз. Он сказал буквально следующее: "Я заместитель директора по безопасности". За почти 30 лет школе я впервые об этом услышал.

Сергей Хазов: Николай Елизаров в суде обжаловал свое увольнение с работы. Однако, несмотря на то, что суд принял решение о восстановлении учителя на работе, Елизаров до сих пор остается безработным. Руководство отдела образования мэрии Самары отказалось комментировать ситуацию с увольнением Николая Елизарова. Сам педагог считает, что столкнулся с запретом на профессию по политическим мотивам. Правда, чиновники гороно предложили историку устроиться в спецшколу для глухонемых детей, где его критику Сталина никто из учеников не услышит.

Николай Елизаров: Я для себя сделал вывод такой – наша школа, средняя школа, нынешняя российская или, в частности, самарская школа – это как место заключения, это лагерь со своими лагерными порядками, в котором маленькие граждане отбывают свой первый срок. Подавление человеческой личности – это 100% полная нивелировка личности - полная! - и насаждение вот этой психологии винтика. Прежде всего, ненависти к Западу им здорово было вбито в голову. Все, кто критикует СССР, все, кто критикует прошлые порядки – враг нынешней России. Между этими понятиями "СССР" и "Россия" поставлен знак тождества, равенства. Все, что было в СССР – это прекрасно.

Сергей Хазов: "История учителя Николая Елизарова типична для современной России", - считает правозащитница Людмила Кузьмина.

Людмила Кузьмина: Я десятки людей знаю, которые не могут после критики, высказываний найти потом работу. Мне кажется, что это связано с общей общественно-политической ситуацией в стране. Запрет на профессию не новость для России. Есть факты, когда милиция посылала информацию. Студенты участвовали не в тех пикетах, в которых бы хотела, например, видеть их власть. И студентов исключали из института. Угроза увольнением и в дальнейшем отсутствием возможности устроиться на работу – не новость для страны. Работа в стране, где основной работодатель – государство, является самым мощным устрашающим орудием. Елизаров – один из миллионов. Мы просто не знаем многие другие истории. Государственные органы таким образом держат в подчинении свой народ.

Сергей Хазов: В этом году с жалобами на незаконные увольнения к правозащитникам обратилось более десяти самарских учителей.

XS
SM
MD
LG