Ссылки для упрощенного доступа

Нефть – дорожает, ВВП – буксует


Подорожавшая нефть слабо помогает российскому ВВП.
Подорожавшая нефть слабо помогает российскому ВВП.
Средняя цена российской экспортной нефти, по данным Минфина, за первые 4 месяца 2010 года оказалась на 70 процентов выше, чем в январе-апреле прошлого года. Однако темпы экономического роста в России в первом квартале этого года вновь начали замедляться.

По данным Минэкономразвития, ВВП России в первом квартале этого года вырос на 4,5 процента к уровню первых трех "провальных" месяцев 2009 года. Но рост ВВП страны в течение января-марта 2010 года составил лишь 0,6 процента к уровню последнего квартала прошлого года. То есть квартальные темпы роста российской экономики продолжают замедляться. Так, в течение третьего квартала 2009 года ВВП России увеличился на 2 процента, а в четвертом квартале – на 1,7 процента.

Главный экономист инвестиционной компании "Уралсиб Кэпитал" Владимир Тихомиров признает, что определенные признаки замедления российской экономики налицо:

– Экономика России, как и мировая в целом, восстанавливается после кризиса намного медленнее, чем ожидалось еще полгода назад. Внутренние инвестиции, а это один из ключевых параметров того, насколько устойчивым стало восстановление, перестали сокращаться, но они фактически и не растут. Почти не растут объемы кредитования банками реального сектора экономики и населения – речь идет лишь о десятых долях процента роста кредитного портфеля банков в месяц. Всего этого явно недостаточно для возобновления устойчивого экономического роста, тем более – для ускорения его темпов, – поясняет Тихомиров.

Рост мировых цен на нефть стал одним из главных факторов возобновления роста экономики России во второй половине 2009 года. Почему темпы этого роста замедляются в 2010 году, несмотря на продолжающийся рост цен на "черное золото", объясняет главный экономист исследовательского Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов:

– Восстановительный рост во второй половине 2009 года был связан с двумя факторами. С одной стороны, с определенным восстановлением компаниями товарных запасов. Во-вторых, с ростом объемов и цен российского сырьевого экспорта. Последнее было связано с пополнением многими странами, особенно Китаем, запасов сырьевой продукции.

Рост цен на нефть в значительной степени объясняется тем, что деньги, которые во многих странах мира были выделены на антикризисную поддержку экономики, были направлены на товарно-сырьевые рынки. Российская экономика этим воспользовалась и в третьем квартале 2009 года начала довольно уверенно восстанавливаться. Этот рост продолжился и в четвертом квартале 2009 года, но уже меньшими темпами. А в первом квартале этого года начал явно затухать, чему способствовал и ускоряющийся рост импорта. Дело в том, что импорт – это фактически вычет из текущих темпов экономического роста, – считает Миронов.

Но прогнозисты в Минэкономразвития продолжают сохранять оптимизм. В Министерстве предлагают повысить официальный прогноз средней цены российской нефти в 2010 году с 65 до 76 долларов за баррель. Одновременно Минэкономразвития предлагает повысить и прогноз роста ВВП России в этом году – с 3,1 процента до 4 процентов. Независимые эксперты более осторожны в своих оценках. Тихомиров подчеркивает, что российская экономика во многом зависит от колебаний цен на нефть:

– Если они повышаются, растут доходы российских нефтяных компаний, а также бюджета, который собирает с них налоги. Соответственно, расширяются возможности бюджета распределять средства по разным секторам – от зарплат и пенсий до инвестиций. А вслед за этим можно ожидать повышения инвестиционной и экономической активности в стране. Поэтому фактор цен на сырье по-прежнему остается определяющим для экономики России, – подчеркивает Тихомиров.

Внутренние инвестиции, или инвестиции в основной капитал, одно из важнейших условий экономического роста, в 2009 году сократились примерно на 16-17 процентов к уровню 2008 года. Падение продолжилось в январе и феврале 2010 года, но в марте – впервые за последние почти полтора года – был отмечен их небольшой рост. Но Миронов отмечает, что пока этот рост никак нельзя назвать устойчивым:

– Уровень рентабельности у предприятий остается ниже текущих ставок по банковским кредитам, а значит получить кредиты трудно. Кроме того, над предприятиями реального сектора экономики висит груз значительной внешней задолженности – примерно 300 миллиардов долларов. И в условиях стагнации кредитного рынка они не могут рефинансировать эти долги ни внутри страны, ни за счет новых внешних заимствований. По крайней мере, в масштабах, которые они планировали до кризиса.

Поэтому внутренние инвестиции в экономике России, скорее всего, будут либо стагнировать, либо расти очень медленно. А отсюда следует, что период стагнации, в который вступила российская экономика, продлится не месяц-два, а не менее двух лет!.. То есть столько, сколько потребуется для создания в стране новых, конкурентоспособных производств по выпуску продукции, которая удовлетворяла бы как потребительский, так и промышленный спрос, – заключает Миронов.
XS
SM
MD
LG