Ссылки для упрощенного доступа

Кардинал "кула" Гил Эванс


ДС:- Как, когда и почему от би-бопа вдруг отпочковалась новая ветка и джазмены, еще вчера преданные джазовой идиоме Паркера и Гиллеспи, вдруг снизили темп, расширили пространство до пейзажа, обозвали все этом «кулом»? Вместо, говоря языком эпохи, сжатого формата и кодированных переходов, настоящая банда заговорщиков повесила в небе радугу, за которой, где-то вдали, угадывался иберийский полуостров… Среди заговорщиков был кардинал, но не серый. Жил он, покинув родные края, на 55 стрит в Нью-Йорке, то есть за два блока от Улицы Джаза, что бушевала на отрезке 52-й. Как звали кардинала?
Гил Эванс…
Вы слушаете еженедельное и неизменно свингующее «Время Джаза». На частотах «Свободы» или с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Париже – ваш ДС.
Начнем издалека:

Donna Lee

ДС: - «Donna Lee», би-боповый стандарт в ля бемоль, основанный на джазовом стандарте (что в би-бопе случалось весьма часто), на «Back Home Again». Это самое первое сочинение Майлза Дейвиса: он написал «Donna Lee» в 47 году. Но авторские права, на которое (и это случалось более, чем часто) приписали Чарли Паркеру. Пьеска названа по имени дочери контрабасиста Кёрли Рассела, которую так и величали – Донна Ли.
«Птица» Паркер – альт-саксофон и лидер; Майлз Дейвис – труба; Дюк Джордан – рояль; Тони Потер – контрабас и Макс Роач – ударные. Вполне антикварная запись, сделанная в мае 47 года.
К началу пятидесятых годов Майлз Дейвис начал мечтать о новом звуке. Ему хотелось, чтобы его комбо звучало, как оркестр пианиста и композитора Клода Сорнхила. Сорнхилл был первым бандлидером рискнувшим резко снизить ритм, разрядить пространство, так, что крутое накатывание свинга почти не прощупывалось. Он ввел в оркестр тубу и две валторны. У него играли Джерри Маллиган, Билл Барбер, Джо Шалмэн и Ли Конитц.

Robbin's nest

ДС: - «Robbin's nest», «Гнездо малиновки» Иллиноя Джекета, аранжировка и оркестр Клода Сорнхила, 42 год.
А вот «Пятый Венгерский Танец» в интерпретации Сорнхила. Он вам напомнит нечто, пока что хронологически находящееся в будущем:
Hungarian dance No 5

ДС: - «Пятый Венгерский Танец», относительно засвингованное аллегро Иоганнеса Брамса. Оркестр Клода Сорнхила, который проделал подобную же операцию и с «Арабским Танцем» Чайковского из балета «Щелкунчик».
Вернемся и мы на несколько минут в реальность. Героем тридцать первого детройтского джазового фестиваля, который откроется в пятницу третьего сентября и продлится по традиции «уикендных фестивалей» три дня, будет пианист Малгрю Миллер. Он будет выступать на открытии фестиваля, а позже вокальная группа «Take 6», поющая а капелла духовные песнопения, присоединиться к его Трио. Малгрю Миллер выступит так же дуэтом с ветераном джазовой сцены пианистом Кенни Барроном. Миллер 55 года рождения, родом из Гринвуда, Миссисипи.
Композитор и бандлидер Мария Шнайдер решила привезти на фестиваль целый оркестр. Тромбонист Бенни Грин, ударник Грег Хатчинсон и контрабасист Кристиен МакБрайд посвятят свое выступление контрабасисту Рею Брауну, покинувшему наш шарик 8 лет назад. Hot Club of Detroit отметит столетие со дня рождения Джанго Рейнхардта. Баритон-саксофонист Гари Смальян будет играть в честь детройского баритон-саксофониста Пэппэр Эдэмса, чье восьмидесятилетие мир джаза будет отмечать в октябре.
Вы слушаете «Время Джаза» на частотах «Свободы» или с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона Дмитрий Савицкий.

Venus de Milo

ДС: - «Venus de Milo», «Венера Милосская», не Агесандра, а Джерри Маллигана. Исторический диск Майлза Дейвиса, диск-компиляция, собранный по частям, «Birth of the Cool», «Рождение Кула». Запись сделана между апрелем 49 года и мартом 50-го на студии «Capitol» в Нью-Йорке.
Комбо Дейвиса было тем самым нонетом (итальянское nonetto), который он собрал в самом начале 49 года, практически уйдя от Паркера. Я думаю, вы заметили разницу в звучании между сегодняшней первой композицией Дейвиса-Паркера «Donna Lee» и этой, пера и таланта Маллигана. Дейвис собрал нонет для выступления в нью-йоркском клубе «Royal Roost».
В нонет входили: Майлз – труба; Майк Зверин – тромбон; Джюниор Коллинс – валторна; Бил Барбер – туба; Ли Конитц – альт-саксофон; Джерри Маллиган – баритон; Джон Льюис – рояль; Эл МакКиббон – контрабас и Макс Роач – ударные.
Не трудно заметить сходство с оркестром Клода Сорнхила: валторна и туба, Ли Конитц и Джерри Маллиган. Но главное было в «не-сером» кардинале. Он и был основой оркестра Сорнхила сороковых годов. Новый звук, звучание – шло от него. Он перестал писать аранжировки для Клода Сорнхила летом 48 года и начал сотрудничать с Майлзом и его нонетом. То был, конечно, Гил Эванс.
Но прежде чем перейти к Эвансу, попробуем себе представить, что же творилось вокруг… Что играли в том же Нью-Йорке?

The King

ДС: - «The King», «Король», композиция Каунта Бейси его же оркестр. Соло шли в таком порядке: Бейси – рояль; Эммет Берри – труба; Джей-Джей Джонсон – тромбон; снова труба Берри, рояль Бейси и под занавес – тенор-саксофон Иллиноя Джэкетта. 4 февраля 46 года, Нью-Йорк.
Это, как подчеркивают даже историки джаза, король афроамериканского свинга. Что же играли «смешенные» оркестры?

Too Marvelous for Words

ДС: - «Too Marvelous for Words», «Слишком изумительно для перевода в слова», стандарт Уайтинга и Мерсера. Арти Шо – кларнет и лидер; Хенк Джонс – рояль; Джо Пьюма – гитара; Томми Поттер – контрабас; Ирвинг Клагер – ударные. Июнь 54 года, Лос-Анджелес.
Великолепное свойство джаза: все течения и направления в нем существуют одновременно. Пост-бибоп не отрицал свинг; фри-джаз не отрицал хард-боп. Музыканты двигались в том направлении, которое им казалось наиважнейшим и у каждого направления, стиля, жанра, движения – были свои, слушатели, свои фаны.
Что существует на русском языке о джазе? Один из самых осведомленных людей в этом вопросе – главный редактор журнала и портала «Джаз.Ру», Кирилл Мошков. Вот, что сообщает «Джаз.Ру» о ситуации на данный момент:
- Русскоязычная биографическая литература о большинстве великих джазменов практически отсутствует. Исключения - Луи Армстронг и Дюк Эллингтон: книги Джеймса Коллиера о них выходили в СССР в 1980-х годах. Так называемая "Автобиография" Майлза Дейвиса, написанная журналистом Куинси Троупом со слов Майлза, вышла в не очень удачном русском переводе четыре года назад. Есть кое-что о Гленне Миллере и ещё о двух-трех музыкантах...» К.Ц.
Замечу от себя, что переводить Дейвиса более чем трудно. Он изъясняется на родном английском ярко и свободно, на русском же он попадает в знаменитую «ненормативную лексику», словно русский язык решил раз и навсегда определить себе пределы и жить в «норме». Этих норм ни во французском, ни в английском давным-давно нет. Перевод Майлза Дейвиса (и если бы только его!) таким образом упирается в бурно цветущее лицемерие…
Вы слушаете «Время Джаза» на разновеликих частотах «Свободы», а так же LIVE или в подкасте с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Париже ваш ДС.

La Nevada

ДС: - «La Nevada», «Снегопад», самая, пожалуй, известная композиция Гила Эванса. Концертная версия 59 года, Уебстер-Холл, Нью-Йорк.
Джонни Коулс и Луи Маччи – трубы; Джимми Кливленд и Кёртис Фуллер – тромбоны; Род Левит – басовый тромбон; Эрл Чэйпин – валторна; Билл Бабер – туба; Стив Лейси – сопрано-саксофон; Эдди Кейн – альт-саксофон; Бад Джонсон – тенор-саксофон и кларнет; Рей Крофорд – гитара; Томми Поттер – контрабас и Элвин Джонс – ударные. Гил Эванс – дирижер, аранжировщик, он же и за роялем.
Ян Эрнест Гилмор «Гил» Эванс родился в Торонто 15 мая 1912 года. Музыкант-самоучка, он начинал в Стоктоне, Калифорния, бандлидером. Руководил он стоктонским оркестром с 33 по 38 год. С 38 года Гил Эванс вместе с Клодом Сорнхилом работает аранжировщиком. В 41 году Сорнхил собирает собственный оркестр и Гил остается у него в той же роли - аранжировщика. В 48, как я уже упоминал, он ушел от Сорнхила и начал работать с Майлзом, с которым он выпустил исторический диск «Рождение Кула».
По части кула имеет смысл уточнить, что это вовсе не «прохладный» джаз, как пишет русская Вики… Английское cool здесь нужно понимать в том контексте, в котором его употреблял другой канадец, гуру современного медия, Маршал МакЛюен. Удивительным образом первые строчки его книги не попали в русский перевод. Его «Понимание Медия» начинается так:
«Джак Пэйар однажды спросил приятеля помоложе: - Почему вы, ребята, употребляете слово cool в значении hot? Юноша ответил знаменитому телеведущему так: - «Потому что вы, стариканы, заездили это слово, hot, до того, как мы появились на свет!»
Так что cool Дейвиса, Эванса, Конитца и Маллигана не имеет ничего общего с понижением температуры. Их «кул» был стилем современности, движением к новому, на самом деле он был переходом к модальному джазу.
То, что стало расслабленным, relax, неагрессивным джазовым стилем Западного Побережья, присвоившим себе термин «кул», к первоначальному «кулу» отношения не имеет. Маллиган «Ночных Огней», как и весь Брубек, так же вываливаются из этой категории. Но об этом, рамки программы, в другой раз…

St. Louis Blues

ДС: - «St. Louis Blues», WC Хенди. Не думаю, что вы когда-нибудь слышали подобную версию. Весь Гил Эванс был в этом переиначивании джазовой классики. Это не было (как позже) прямой попыткой синтеза джаза и классики. Скорее, на мой взгляд, Гил Эванс пытался заставить джаз зазвучать в новом инструментальном, почти симфоническом измерении.
Пустующую нишу джазовых биографий попытался заполнить сам Кирилл Мошков. Под его редакцией вышла книга «Великие люди джаза», составленная из, цитирую, «нескольких десятков (почти сотня) портретных очерков о зарубежных джазовых музыкантах, очерков, выходивших в разное время в журнале и на портале "Джаз.Ру". Эта книга, 736 страниц, твердая обложка, вышла в санкт-петербургском издательстве "Планета музыки". Среди авторов: Константин Волков, Михаил Митропольский, Юрий Льноградский, Татьяна Балакирская, Григорий Дурново, Юрий Мачкасов, сам Кирилл Мошков и Елена Таращанская, называя лишь некоторых.
Вы слушаете еженедельное «Время Джаза», доставляемое вам на дом волнами «Свободы». У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Sunken Treasure

ДС: - «Sunken Treasure», «Затонувшее сокровище», композиция Гила Эванса, его же оркестр, запись 60 года.
Если Гил Эванс участвовал в родах, рождении кула (Birth of the Cool), он же и вывел джаз из кула. «Затонувшее сокровище» пятая композиция на его диске «Out of the Cool». Пластинку эту рецензенты шестидесятых называли «шедевром Эванса» и «лучшей пластинкой джазовых оркестровок со времен Дюка Эллингтона».
Гил оставался другом Майлза до конца жизни. Он выпустил с Дейвисом еще три великолепных диска: «Miles Ahead»,57 год, «Porgy and Bess», 58-й и «Sketches of Spain», 60-й.
Расстаться я предлагаю однако на более привычном Эвансе. Диск «Индивидуализм Гила Эванса» он записал с Уейном Шортером, Филом Уудсом, Тэдом Джонсом, Кенни Баррелом и Элвином Джонсом в 64 году. Тема называется «Лас-Вегаское Танго»:

Las Vegas Tango

ДС: - «Las Vegas Tango», блюз Эванса, который он, в классической для него манере, нагнетает до уровня, за которым, как видение, просматривается взрыв. Типичный прием Эванса. Но не только его. Тромбонист Джимми Кливленд, старый приятель по музыкальным заговорам – в доле. Как и контрабасист Пол Чемберс, удерживающий это восхождение от преждевременных оползней.
Увы, и, увы, мое время подошло к концу. Рандеву ровно через неделю. Подкаст «Времени Джаза» на сайте радиостанции svobodanews.ru. Всех вам благ, оревуар, чао, бай-бай…


PS: Упомянутые в передаче СД Гила Эванса:

http://en.wikipedia.org/wiki/The_Individualism_of_Gil_Evans
http://en.wikipedia.org/wiki/Gil_Evans_%26_Ten
http://en.wikipedia.org/wiki/Great_Jazz_Standards
http://en.wikipedia.org/wiki/Out_of_the_Cool


* * *

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG