Ссылки для упрощенного доступа

Форум во спасение евро


Евросоюз озабочен спасением евро, как никогда
Евросоюз озабочен спасением евро, как никогда
В Брюсселе завершил работу так называемый европейский региональный раздел Всемирного экономического форума, известного больше по швейцарскому городу Давос. В Бельгию съехались руководители крупных транснациональных компаний и известные экономические эксперты.

То, что форум открылся наутро после ночного решения Совета министров экономики и финансов Евросоюза создать европейский стабилизационный фонд в 750 миллиардов евро, чистое совпадение. Встреча была объявлена много месяцев назад и ее программа охватывала широкий круг важных европейских проблем. Однако драматические события минувших дней вокруг евро наложили очевидный отпечаток на весь ход форума. Председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу проповедовал экономическую дисциплину:

– Для меня урок этого кризиса совершенно ясен: нам нужен более сильный союз, более четкая экономическая политика и строгое подчинение стран-участниц правилам, совместно согласованным в союзе. Если вы хотите участвовать в валютном союзе, то должны также усиливать экономический союз. Это не значит, что все страны ЕС обязаны одновременно делать одно и то же. Но это совершенно точно требует усиления экономического управления и уважения странами-участницами всех обязательств, включая пакт стабильности.

По мнению председателя Европейского Совета Хермана ван Ромпея, решение о стабилизационном финансовом механизме ЕС имеет историческое значение:

– Европейский союз может действовать в целях преодоления финансового кризиса, и мы выйдем из кризиса еврозоны. В последний месяц мы работали по двум направлениям: солидарность и ответственность. Ответственность выражается в мерах, принятых, например, в Греции. А также в очень смелом и долгосрочном пакете мер, когда речь идет не только о том, чтобы управлять бюджетом Греции, а о перемене всей культуры страны и даже общества. Ответственность со стороны Европейского союза в более сильном экономическом управлении. И с другой стороны – солидарность. Солидарность с Грецией – связанный условиями пакет помощи в 110 миллиардов евро. И теперь еще два инструмента: стабилизационный фонд, которым управляет Еврокомиссия, и межправительственный фонд. Оба они объединяют огромный капитал в 500 миллиардов евро. Международный валютный фонд добавит еще половину этой суммы.

Ситуацию с евро для РС прокомментировал один из гостей форума, российский предприниматель, глава компании "Тройка-Диалог" Рубен Варданян:

– Дискуссия о том, что в еврозоне есть проблемы, шла достаточно давно. Становилось понятно, что рано или поздно ситуация с Грецией, с другими странами должна была выйти на какую-то такую финишную прямую, и нужно было принять то решение, которое состоялось и спасло ситуацию. Если бы этого не произошло, то ясно, что все закончилось бы очень негативно. Я не специалист по денежной политике, но, конечно, вопрос надежной денежной единицы, которая должна обеспечивать экономики 27 стран, стоит очень серьезно, потому что политические решения, принятые в 90-е годы, когда многие страны включались в нее не по экономическим критериям, а по политическим, привели к тому, что система разбалансирована. Систему надо приводить в порядок жесткими мерами. Будут к этому готовы или нет европейские лидеры, от этого будет зависеть судьба евро.

Есть примеры положительные. Та же Германия показывает, что она экономически очень сильно развивается и очень жестко действует в своей политике и этим подает очень хороший пример другим европейским странам: надо жить по средствам и пытаться улучшать свою экономику. Для России Европейский союз – ключевой торговый партнер. Проблема ключевого партнера означает проблему и для России: поставки газа и все остальное. Будут большие вопросы относительно того, как будет формироваться доходная часть многих российских компаний.

Некоторые западные коллеги Варданяна также считают, что политики должны радикально менять свое отношение к экономике. Говорит лорд Питер Левен, глава страховой компании "Ллойд'с":

– Есть огромные возможности занятости в Европе. Но чиновники сосредоточены не на том, на чем нужно. Я только слышу, как они сравнивают социальную Европу с Европой либеральной. Это прекрасно. Но что сказать человеку, у которого нет работы? В свое время пал Рим, а на прошлой неделе мы увидели, как пали Афины. У нас совершенно неправильный курс в экономике. В Европе живут очень способные люди. Но они занимаются не тем, чем надо. Это огромный рынок, и мы должны его развивать. Но пока это не происходит. Я думаю, что курс взят неправильный. Почему компании бегут из Европы? Потому что они не находят здесь привлекательного рынка. Вовсе не это было замыслом Европейского Сообщества, когда оно создавалось. Мы должны бросить упрек политикам. Они не выполняют свою работу, которая заключается в том, чтобы осваивать пространство для нового бизнеса. Но от их политики людям никакой пользы.

Джеффри Джоррес, президент американского кадрового агентства "Манпауэр", призывал изменить экономическое мышление и подходы к рабочей силе. По его словам, безработица, растущая как в Соединенных Штатах, так и Европе, имеет структурный характер. То есть, масса безработных не обладает нужной квалификацией, в то время как компании нуждаются в хорошо подготовленных кадрах. Он считает, что производство меняется быстрее, чем рынок труда:

– Сейчас у компаний спрос на таланты. И если они не находят того, что им нужно, они вынуждены перемещаться вне зоны евро. И это становится для них все легче и легче. Проблема на рынке труда, и перед системой образования и профессионального обучения стоит задача эту проблему решить. Значительная часть нашего бизнеса в Европе, и для него это очень сложная среда. Сама система устарела. Образование должно быть качественным не ради интеллектуального любопытства. Компаниям нужны мыслящие люди, и вместе с правительствами они должны развивать программы обучения рабочей силы. Это должно быть непрерывное обучение: когда человек заканчивает общеобразовательную среднюю школу, его обучение только начинается.

Один из главных выводов мэтров мировой экономики, собиравшихся в бельгийской столице, в том, что кризис евро – это проявление обширного системного кризиса европейской экономики. Вопреки своим планам, единая Европа так и не стала к 2010 году самым конкурентоспособным регионом мира.
XS
SM
MD
LG