Ссылки для упрощенного доступа

Кинокритик Андрей Плахов - о первых скандалах Каннского кинофестиваля


Официальный плакат Каннского фестиваля
Официальный плакат Каннского фестиваля
Сегодня вечером официально открывается Каннский кинофестиваль. Но уже до его начала многие обращают внимание на новую картину Апичатпонга Верасетакула, называя его выдающимся режиссером. Почему? На этот вопрос Радио свобода отвечает кинокритик Андрей Плахов:

– Действительно, это производит довольно странное впечатление. Человек, о котором недавно знал крайне узкий круг ценителей дальневосточного кино, делающий достаточно далекие от сегодняшних реалий фильмы, вдруг вышел в центр всех дискуссий. А во множестве рейтингов по итогам нулевых годов, был признан, с редким единодушием, режиссером №1 или, в крайнем случае, №2. В какой-то степени это мода, но и весьма показательная – заметен сдвиг вектора развития кинематографа в сторону Азии, причем достаточно давно. Видимо, Верасетакул со своим медитативным способом повествования, с очень своеобразной изобразительной эстетикой очень четко выразил направление кинематографа, которое сегодня привлекает внимание продвинутой части нашего сообщества и, таким образом, выдвинулся в лидеры кинопроцесса.

Уже есть небольшой околофестивальный скандальчик. Представитель компании Wild Bunch Венсан Мараваль, занимающийся продажей прав на фильм “Утомленные солнцем-2”, говорит, что французские журналисты начали программу по дискредитации этой ленты, абсурдно обвинив ее в сталинизме. И второй фильм, который тоже критикуют до премьеры, это “Вне закона” Рашида Бушареба - требовали убрать его из программы и даже запретить к показу во Франции за дискредитацию Вооруженных сил. Фильм Михалкова идет в российском прокате, так что каждый может составить собственное представление, а вот о Рашиде Бушаребе стоит рассказать:

– Рашид Бушареб - достаточно известный режиссер, который всегда обращается к острым политическим темам и межэтническим конфликтам. Самую большую известность ему принес фильм под названием “Туземцы” (или “Дни славы” в мировом прокате), который был номинирован на “Оскара” и получил премию Каннского фестиваля. Это фильм о том, как Вторую мировую войну Франции существенно помогли выиграть так называемые “туземцы”. То есть не коренные французы, а выходцы из французских колониальных территорий Магриба. Действительно фильм создавал впечатление, что с нацистами боролись не французы, а исключительно арабы. Это имело актуальность в том смысле, что многие из этих людей, реально воевавших за Францию, впоследствии по расистским, по сути, причинам не получили соответствующих льгот для ветеранов. А фильм помог им эти льготы получить. То есть справедливость восторжествовала, и стало ясно, что кино может вмешиваться в реальные жизненные ситуации. Следующей картиной Бушареба был фильм “Река Лондон”, связанный по сюжету с ситуацией недавнего террористического взрыва в Лондоне. Актуальная и серьезная картина, очень политкорректная, так что обошлось без скандала. А вот в новым фильме речь идет о борьбе за независимость Алжира. И показывается, как французская армия в 1945 году истребила, как минимум, восемь тысяч алжирцев в одной из карательных операций. Это вызвало бурю эмоций во Франции, и правые партии - в частности, партия Саркози, резко выступили против демонстрации этого фильма на Каннском фестивале.

– По понятным причинам в российских СМИ очень много говорят о фильме Никиты Михалкова, а о том, что в конкурсе есть еще и фильм Сергея Лозницы “Счастье мое”, не то чтобы позабыли, но все-таки он оказался в тени. У вас была возможность посмотреть эту картину до каннской премьеры?

– Я смотрел ее в таком не готовом варианте, что выносить какое-то суждение не считаю возможным. В любом случае ясно, что Сергей Лозница - талантливый режиссер-документалист. Вокруг него идут большие споры: некоторые считают его гениальным, другие - даже дутой фигурой. Я слышал такие споры недавно в Петербурге на Кинофоруме, где была дискуссия по поводу фильма Лозницы “Блокада”. Мне кажется, что Сергей – человек одаренный, нашедший свою ноту, где-то на грани документалистики и, может быть, фантастики. В этом фильме все начинается почти документальными кадрами - путешествие дальнобойщиков по России (фильм снят на Украине, фильм вообще по производству – украинский, с украинским продюсером Олегом Коханом), и потом вдруг все уходит в другую реальность, в эпоху Второй мировой войны. Эти ситуации начинают совершенно неожиданным образом взаимодействовать между собой. Но, повторяю: чтобы судить об этом фильме профессионально, следует его посмотреть в готовом виде, чего я с нетерпением жду.
XS
SM
MD
LG