Ссылки для упрощенного доступа

Обозреватель РС Игорь Померанцев – о культуре британской политики


Игорь Померанцев
Игорь Померанцев
Большой интерес в Великобритании вызвала сама церемония передачи власти от лейбористов консерваторам. Приятно было смотреть на безукоризненно вежливых джентльменов. Хорошо повязанные галстуки, отлично сидящие костюмы - все это говорит о высокой бытовой культуре британской политики, считает литератор, обозреватель Радио Свобода Игорь Померанцев:

– О британской монархии принято говорить пренебрежительно, мол, это такой архаичный институт, это исключительно ритуал. Между тем, я как раз верю в ритуалы и в архаичные институты. Все, что связано с британской монархией, не имеет прямого отношения к власти, к менеджменту, но зато имеет прямое отношение к стилю. Все эти медленные проходы, парики, ритуальные приветствия, удары молотком - мне кажется, что они создают особую атмосферу, которая противоречит некорректности, излишней политизации, по крайней мере, в ответственные ритуальные моменты передачи власти. Так что, стилистика монархии во многом определяет ту самую политическую культуру, о которой мы говорим.
Это еще во многом зависит от традиций того или иного общества. Есть общества, в которых очень силен индивидуализм. Есть другие, в которых сильны семейные или коллективные традиции. В чистом виде этого не бывает, но бывают доминанты. В Англии традиции индивидуализма, мне кажется, превалируют, они сильнее семейной и коллективной. В садике, возле которого находится мой лондонский дом, стоят скамейки. Каждая скамейка разделена ручками. Получается, что люди вроде бы сидят рядом, но при этом совершенно отдельно. Примерно так же действует и политическая система. Ты делаешь индивидуальный выбор, но этот выбор все равно социальный, общественный, все равно он классовый.

Что же касается четкости разнообразных процедур, умения политиков красиво говорить, то про англичан справедливо говорят - это родина не Байрона, это родина Шекспира, родина театра. Театральность в крови у каждого британца. Это совершенно естественное, несколько театрализованное поведение всех.

Есть еще один важный момент, по крайней мере, для меня, как для писателя. Английский язык - это инструмент политики. Все-таки он во многом определяет политическую жизнь и политическую культуру страны. Это язык, где потрясающие возможности выразить себя и грамматически, и лексически, и синтаксически. Это язык, в котором до сих пор присутствует "плюс квамперфект" - предпрошедшее время. Это язык, где царит сослагательное наклонение, условное наклонение. Язык диктует определенные формы поведения, формы вежливости, театральности. В странах, где английский язык государственный, и даже в странах, где он второй официальный язык, там дела у демократии чуть-чуть получше. Я сейчас не говорю, собственно, об англоязычных странах. Но есть такие страны как Филиппины, например, или Индия, где английский язык второй. Я думаю, он играет очень большую роль и в политике, и в менеджменте.

Традиция, монархия, традиция передачи власти – эта эстафета, растянувшаяся на несколько веков – мне кажется, и есть суть английской политической культуры. Это можно назвать традицией, можно назвать ритуалом, можно назвать живой архаикой. Тем не менее, мне кажется, что если бы премьер-министры викторианской эпохи сейчас смотрели по телевизору ритуал передачи власти победившим партиям, то у них бы не было ощущения, что это что-то для них чужое.
XS
SM
MD
LG