Ссылки для упрощенного доступа

Суд дал пощечину президенту


Михаил Ходорковский и Платон Лебедев в суде
Михаил Ходорковский и Платон Лебедев в суде
Хамовнический суд Москвы, где рассматривается дело в отношении бывших совладельцев нефтяной компании ЮКОС Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, до 17 августа продлил срок ареста подсудимым. Адвокаты назвали это решение: "пощечиной президенту", указав, что судья проигнорировал вступившие в силу поправки к действующему законодательству, которые исключают арест для обвиняемых по таким статьям, которые инкриминируются Ходорковскому и Лебедеву.

Михаила Ходорковского и Платона Лебедева следует оставить под арестом до 17 августа. К этому выводу пришел судья Виктор Данилкин, удовлетворив таким образом ходатайство прокуроров, поддерживающих обвинение в процессе по второму уголовному делу в отношении бывших совладельцев ЮКОСа. Вынося ходатайство, гособвинитель Валерий Лахтин заявил, что подсудимые совершили "наглые и дерзкие преступления", подорвавшие экономику государства и "дискредитировали российское бизнес-сообщество".

Судья же, продлив срок содержания Ходорковского и Лебедева под арестом, мотивировал свое решение, в частности, сложностью дела и тяжестью обвинений. Однако у адвокатов были все резоны рассчитывать на иное решение. 7 апреля изменилось российское законодательство и для того, чтобы содержать под арестом подсудимых, которым вменяются те же преступления, что Ходорковскому и Лебедеву нужны очень серьезные основания. Вот комментарий адвоката Платона Лебедева Елены Липцер:

– Мы и раньше говорили о том, что это совершенно бессмысленное действие. Они и так отбывают наказание по приговору суда, поэтому нельзя найти ни одного основания, предусмотренного законом, для той меры пресечения, которую избрал суд. Это регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом – предусмотрен перевод осужденного в то место, где рассматривается дело по существу.
Это удар по правосудию, по государству и по власти в целом, включая высшую власть Российской Федерации

В свою очередь, адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант в ходе процесса обратил внимание суда на то, что в вынесении судебного решения о продлении срока содержания под стражей Ходорковского и Лебедева нет ни юридического, ни практического, ни элементарного здравого смысла. Как известно, они отбывают наказание в виде лишения свободы по приговору Мещанского суда и на свободу до 2011 года все равно не выйдут. По мнению защиты, цель прокуратуры создать максимально суровые условия тюремного режима, который ни Ходорковскому, ни Лебедеву судом определен не был. А последнее решение Виктора Данилкина Вадим Клювгант назвал пощечиной президенту:

– Я считаю, что значение этого решения по своей беспрецедентности, по вопиющему неправовому характеру далеко выходит за пределы данного уголовного дела. Потому что это пощечина президенту страны, который вносил поправки в законодательство, отстаивал, добивался их принятия. И вот в одном из первых случаев, когда была возможность эти поправки применить, так бесцеремонно обошлись с законом. Это удар по правосудию, по государству и по власти в целом, включая высшую власть Российской Федерации. Если в этом деле, которое является модельным, как мы говорим, такой саботаж, такое противодействие, чего же ожидать тогда в отношении других людей, не таких известных, не таких статусных...

Адвокаты уже заявили о намерении обжаловать решение о продлении сроков содержания под стражей. Однако до сих пор подобные действия желаемого для защиты результата не давали. И лишь однажды прокуратура пошла на попятный – после того, как Европейский суд по правам человека признал незаконным арест Платона Лебедева в июле 2003 года, с чем в итоге согласился и Президиум Верховного суда России. Так что, в настоящее время процедура обжалований скорее нужна адвокатам для того, чтобы накопить новые доказательства, свидетельствующие о нарушении положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод в деле Ходорковского и Лебедева.

14 мая продолжился допрос Михаила Ходорковского стороной обвинения. Его расспрашивали о том, как была устроена работа в ЮКОСе, каким образом компания сотрудничала с партнерами, как формировались цены на нефть, кто именно устанавливал эти цены, отдавал распоряжения и принимал решения. То есть, ровно о том, о чем Ходорковский рассказывал целый месяц на предыдущем этапе процесса. Говорит адвокат Платона Лебедева Елена Липцер:

– На мой взгляд, задаются совершенно непоследовательные вопросы, на которые Михаил Борисович давал ответы, и вопросы, которые не относятся к обвинению. Мне, честно говоря, непонятна логика обвинения.

Между тем в команде прокуроров произошли изменения – в судебный процесс вступил новый, пятый гособвинитель Вячеслав Смирнов. По словам адвокатов, ранее он участвовал в судебных заседаниях в Чите, когда защита Ходорковского и Лебедева обжаловала действия следственных органов.
XS
SM
MD
LG