Ссылки для упрощенного доступа

Кинокритик Андрей Плахов – о Каннском кинофестивале


Андрей Плахов
Андрей Плахов
В Каннах продолжает работу 63-й международный кинофестиваль. Из конкурсных картин большое внимание критики привлек фильм "Служанка", римейк фильма Ким Ки Ёна, который называют лучшим фильмом корейского кинематографа. И действительно, фильм 1960 года, два года назад отреставрированный, – это безусловный шедевр, так что римейк порой воспринимается отважным покушением на святыню.

Новая версия "Служанки" показалась мне достаточно занятно сделанной. Она изобилует многими достоинствами: прекрасное декоративное решение, великолепные костюмы, декорации, хорошие актерские работы, красивые интерьеры и неожиданный финал, который совершенно не похож на то, что происходит в фильме Ким Ки Ёна. Вообще эта идея претерпела существенные изменения, как это часто бывает в римейках. Если в фильме Ким Ки Ёна служанка была неким ангелом истребления, который расправлялся с буржуазным порочным укладом хозяев, то здесь она выступает скорее жертвой этого буржуазного уклада. Хотя она тоже своеобразно мстит хозяевам, но тем не менее, все равно остается именно жертвой. И фильм в этом смысле социально направлен более критически, чем фильм Ким Ки Ёна. И жанр его тоже претерпел изменения. Если в первой версии это была гротескная драма, переходящая в триллер, то здесь это скорее социальная мелодрама, как мне показалось, хотя и стилизованная в таком гламурно-декоративном духе Франсуа Озона.

Из фильмов второй фестивальной секции "Особый взгляд" больше всего обсуждают "Аврору" Кристи Пуйю, одного из самых известных режиссеров новой румынской волны, автора хорошо известной в России "Смерти господина Лазареску". Его новый фильм – это, конечно, ложный триллер, ложный детектив, хотя опасность там, безусловно, присутствует. Ты все время ждешь чего-то, но в результате не дожидаешься. Ждешь каких-то объяснений, обоснований и мотивировок, которых тоже не дожидаешься. Фильм длится чуть больше трех часов, и, конечно, это довольно тяжелое испытание даже для киномана-маньяка, привыкшего к таким метражам.

Но Кристи Пуйю испытывает зрительское терпение не напрасно, потому что в итоге достигает эффекта максимального приближения к реальности: мы становимся свидетелями проявлений человеческой природы, движений человеческого тела, которые абсолютно не рассчитаны на взгляд камеры, и, тем не менее, мы присутствуем при этом, становимся свидетелями. Этот эффект усиливает еще тот факт, что главного героя, человека, совершающего бессмысленные убийства, хотя и сложно мотивированные состоянием общества, играет сам режиссер фильма. Кристи Пуйю выступает как актер, он полностью, целиком отдает себя этой картине. И если она не достигает уровня его шедевра "Смерть господина Лазареску", все равно эта картина чрезвычайно выразительная, значительная и большая.

И еще один фильм, хорошо воспринятый зрителями – это новая картина Мануэла де Оливейры "Странная история Анжелики". Конечно, все его фильмы весьма странные, необычные для современного кино. Фактически он снимает так, как снимали в годы немого кино, очень просто, очень примитивно. Но режиссер, которому уже 101 год, на протяжении многих десятков лет делает фильмы, проникнутые мудростью старой европейской культуры. Собственно, фильм об этом. Но режиссер использует очень и очень простые и наивные решения. В воображении героя оживает мертвая девушка с фотографии, герой влюбляется в нее, они летят по небу, как будто на картинах Шагала. Как будто псевдо-примитив, но за этим стоят глубокие мысли о том, что такое жизнь и смерть. Оливейра говорит о том, что он, как и все остальные живущие, не знает, что такое смерть, потому что ни разу не умер. И действительно его длительную жизнь, полную свершений, можно назвать большим чудом – чудом кинематографа, чудом искусства.

Я бы сказал, что пока явного фаворита на нынешнем фестивале не образовалось. Мне понравился фильм Майка Ли "Еще один год". Это очень грустная история о пожилых людях, живущих жизнью, полной, с одной стороны, определенного благополучия, но с другой, лишенной многих радостей человеческого существования. Это фильм об одиночестве, о попытках его преодоления даже в таком возрасте, когда, казалось бы, эти попытки обречены. Все это прекрасно сыграно великолепными актерами, и фильм производит впечатление, хотя это уже несколько реликтовое кино: сегодня таких фильмов, как Майк Ли, не делает, пожалуй, никто.
XS
SM
MD
LG