Ссылки для упрощенного доступа

Вернется ли зритель в театр (Пенза)


Анастасия Иванова: Незабудки голубых клозетов, будто побитые шрапнелью пласты асфальта, лужи по Гоголю, семечковая шелуха. Таким видит мир пензенской культуры худрук Центра театрального искусства "Дом Мейерхольда" Наталья Кугель, свято верящая в то, что культура - это жизнь, а театр - искусство.

Искусство ее труппы "Дель арто" - не для всех. Крохотный коллектив актеров-мужчин, возглавляемых женщиной, играет спектакли для избранной публики в совсем не приспособленном для этом помещении за более чем скромное вознаграждение, которого едва хватает на то, чтобы оплатить зачастую съемное жилье и сходить в магазин за нехитрым продуктовым набором. Однако 7-й сезон подряд здесь радуют своего, искушенного зрителя, новыми постановками, каждый раз, надеется Наталья Кугель, уникальными.

Наталья Кугель: Еще одной ступенью вверх. Вверх к чему, можете спросить? Могу сказать – к пониманию действительности и к сотворчеству. Ну вот сейчас нахально скажу, да, с Господом Богом, потому что мы считает, что любой человек-это творец. И этим мы похожи на Бога.

Анастасия Иванова: Актеры театра "Доктор Дапертутто" не примеряют на себя роли, они вживаются в них кожей. Времени на размышления о театральной политике нет, как нет и необходимости, говорит Алексей Водопьянов.

Алексей Водопьянов: У актера есть роль и есть спектакли, на которые он должен настраиваться. И когда он встречается со зрителем, происходит то чудо, ради которого мы все встречаемся, то что называется театром. Есть тема, мы ее развиваем, мы погружаемся, мы читаем. Любой актер был бы счастлив сыграть то, что довелось сыграть мне. За эти 7 лет 17 опусов, которые пройдены - это чудо, очень серьезные роли.

Анастасия Иванова: О работе коллег артисты театра масок отзываются хорошо, но с нотками сожаления в голосе - общей театральной жизни в Пензе нет, каждый театр варится в собственном соку. Еще несколько лет назад в регионе существовал фестиваль, слава о котором разнеслась далеко за пределы страны. Его идейным вдохновителем, организатором и режиссером был создатель театра "Бум" в уездном городке Кузнецке. Без Александра Калашникова, настоящего подвижника, уехавшего в поисках лучшей доли, угасло фееричное пламя "Бумборамбии".

Наталья Кугель: Пензенский мир театра... Да нет его! Был прекрасный театр у Калашникова театр "Бум" в Кузнецке. Это было явление. Это было творчество. С драмой – драма. Я не вижу труппы.

Анастасия Иванова: В пензенском областном драматическом театре на собственную жизнь смотрят гораздо оптимистичнее. Совсем недавно взамен сгоревшего здания было построено новое - больше, удобнее и современнее. Главный режиссер, заслуженный артист России Вячеслав Гунин утверждает:

Вячеслав Гунин: Мы находимся в состоянии активного поиска, с массой оттенков. Все-таки это знак плюс.

Анастасия Иванова: Сетовать на отсутствие зрителя областному драму пока грех - билеты раскупаются на ура, в кассах их нет за несколько недель до премьеры, которых труппа дала уже две, третий спектакль готовится к сдаче. Тем не менее, Вячеслав Гунин мечтает об очередях и возврате массового зрителя в театр, который играет классику, не преследуя, по выражению главрежа, ни экстремальных, ни экстремистских целей.

Вячеслав Гунин: В целом в России происходят очень важные перемены. Идет медленный, тяжелый, но возврат к тому театру, на котором всегда строилась Россия и к которому тяготела всегда русская публика. Театр - школа переживания, театр искренний, донорский, темпераментный, отдающий и ведущий за собой.

Анастасия Иванова: Одни из самых известных в Пензе актеров, бесконечно любимых зрителями, рассказывают о проблемах труппы, которая сильно поредела. В столицу уехали многие артисты среднего поколения. Заменить их оказалось некем. Настоящей трагедией стал пожар, уничтоживший здание областного драматического театра, говорят народный артист России Михаил Каплан и заслуженная артистка России Галина Репная.

Михаил Каплан: Мы существовали, а не играли, не получали удовольствие, не увлекали зрителей. И вот теперь что-то более-менее налаживается.

Галина Репная: Все наладится. Потому что театр - это живое существо. Сегодня так, завтра так. Надо верить в хорошее. Потому что если не будешь верить в хорошее, то стоило ли вообще приходить в театр и вообще жить. Я, например, верю. Я люблю свой театр, и я верю, что все возродится.

Анастасия Иванова: Эту убежденность с актерами разделяют зрители. Они, говорят Галина Репная и Михаил Каплан, искренны и доверчивы, как и прежде.
XS
SM
MD
LG