Ссылки для упрощенного доступа

Адвокат Юрий Шмидт - о голодовке Михаила Ходорковского


Юрий Шмидт
Юрий Шмидт
17 мая Михаил Ходорковский адресовал заявление Председателю Верховного Суда РФ Вячеславу Лебедеву, в котором объявил о начатой им бессрочной голодовке. Бывший глава ЮКОСа своей акцией решил привлечь внимание президента Медведева к нарушениям закона, который допускают представители судебной власти. О том, как может голодовка повлиять на судьбу самого Михаила Ходорковского, в интервью РС рассказал адвокат бывшего главы ЮКОСа Юрий Шмидт:

– С понедельника 17 мая Михаил Борисович Ходорковский объявил бессрочную голодовку. Поводом стало вынесение судьей Хамовнического суда очередного постановления о продлении на три месяца заключения Ходорковского под стражу. Михаил Борисович сделал специальное заявление, которое было передано председателю Верховного суда Российской Федерации, в котором он подчеркнул, что сам по себе факт очередного продления его содержания под стражей ровным счетом ничего не меняет в его судьбе. Потому что у него остается приговор – до 25 октября 2011 года, и даже если бы суд изменил ему меру пресечения, скажем, на залог или на что-то другое, то он бы все равно из следственного изолятора не вышел. Поэтому главное, что подтолкнуло Михаила Борисовича к этому акту – абсолютное пренебрежение сначала прокуратурой, а потом и судьей требованиями закона.

Я хочу напомнить, что 7 апреля этого года был принят закон, который внес в 108-ю статью Уголовно-процессуального кодекса специальную норму – императивную норму. Закон гласит, что недопустимо заключение под стражу в качестве меры пресечения лиц, обвиняемых в совершении таких преступлений, как мошенничество, присвоение, легализация преступно нажитого, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, и оснований, допускающих в виде исключения применение этой меры, закон называет всего четыре: если обвиняемый не имеет постоянного жительства на территории России, его личность не установлена, им нарушена ранее избранная мера пресечения или он скрылся от органов дознания и следствия. Все. Норма императивная, перечень исчерпывающий.

– Как адвокат Михаила Борисовича, вы поддерживаете его решение о голодовке? И позволяет ли состояние здоровья ему голодать?

– Михаил Борисович – человек, который подобного рода решения принимает сам. Естественно, из гуманитарных соображений мы его не поддерживаем и пытаемся отговорить от этой акции. Тем более, что голодовка объявлена бессрочной. Единственное условие, которое Михаил Борисович выдвигает, – это доведение до сведения президента факта безобразного правового нигилизма и прямого неисполнения закона. Все это чревато не тем, что судьба Ходорковского будет отягощена, как я уже сказал, для него это не имеет на сегодняшний день судьбоносного значения. Он считает, что может быть создана практика, идущая вразрез с законом, и от этого пострадает огромное количество людей.

Я хочу вам напомнить, что за время своего заключения Ходорковский объявлял голодовку два раза: первый раз – в поддержку Платона Лебедева, в отношении которого были применены грубые, незаконные действия, то есть рукоприкладство. И второй раз – в поддержку Василия Алексаняна. То есть, он никогда не требует конкретно ничего для себя. Точно так же он поступил в этом случае.

– Есть уже какая-то реакция прокуратуры, властей?

– У нас есть только подтверждение того, что заявление Ходорковского об объявлении голодовки сдано в приемную Верховного суда. Ни о каких дальнейших продвижениях этого заявления нам пока не известно.
XS
SM
MD
LG