Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

“Кинообозрение” с Андреем Загданским.



Александр Генис: Вести с Каннского фестиваля доходят до Америки, как с другой планеты. Отчасти так и есть, потому что многие показанные на фестивале фильмы, вроде уже озадачившей критиков новой картины Годара, с огромным трудом пересекают океан – если это им вообще удается. Больше шансов попасть в прокат у зарубежных фильмов, которые отличились на “Оскаре”. Но и это – совсем необязательно. Так победитель этого года лишь недавно оказался доступным обычным нью-йоркским зрителям.
У микрофона ведущий “Кинообозрения” “Американского часа” Андрей Загданский.

Андрей Загданский:
Иногда мне кажется, что я разгадал секрет “Оскара” за лучший иностранный фильм. Картина должна быть сентиментальная, в картине должна быть определенная мера насилия, и непременно фильм должен, в той или иной степени, адресовать политические проблемы другой страны, но в понятной, доступной форме, для той части американской аудитории, которая не всегда читает “Нью-Йорк Таймс”.

Александр Генис: Вы знаете, я давно сформулировал: американцы хотят знать об иностранцах то, что они знают, плюс 15 процентов. Не спрашивайте, почему 15 процентов - это мой опыт. 15 процентов, и все.

Андрей Загданский:
Может быть, 5. Во всяком случае, и “Жизнь других” - немецкий фильм, который получил “Оскара” несколько лет назад, и “Утомленные солнцем” Никиты Михалкова, и “Жизнь прекрасна” Роберто Бенини, и “Секрет в их глазах” попадают в концепцию американского успеха для иностранного фильма. Сентиментальность и насилие делают фильм общечеловеческим, понятным, политические проблемы - познавательным и экзотичным, другим, но, в меру другим, приемлемо другим. “Секрет в их глазах” - большой, романного типа фильм, сценарий фильма написан по роману аргентинского писателя Эдуардо Сачери и охватывает жизнь героев на протяжении 25 лет. Следователь Эспозито ушел на пенсию и решил написать книгу о неразрешенном преступлении. Но Эспозито беспокоит не только неразрешенное дело, но и собственная неразрешенная жизнь. Он одинок, не женат, в его жизни, как мы понимаем, что-то существенное пропущено, разорвано. Эспозито приходит в суд поболтать о своем проекте будущей книги с судьей Иреной, и с этого момента фильм движется в двух временных уровнях - прошлое и настоящее. Прошлое - это начало 70-х, прошлое - это когда молодой следователь Эспозито знакомится с молодой Иреной, влюбляется в нее и молчит, не смея признаться в своей любви. Прошлое - это расследование дела об изнасиловании и убийстве молодой красивой женщины Лилианы Колотто. Прошлое это встреча Эспозито с убитым горем, потрясенным мужем Лилианы Риккардо Моралесом. Это беседа Эспозито и Моралеса о справедливости, о смертной казни и о пожизненном заключении. “Я против смертной казни, - говорит Моралес, муж убитой женщины, - я хочу, чтобы он сидел в тюрьме, старел, и жизнь его была наполнена ничем”. Это – важная, принципиальная фраза о наполнении жизни ничем. Прошлое - это поиск убийцы. Известно его имя, известно, как он выглядит. В фильме несколько превосходных сцен, самая лучшая - поиск убийцы на стадионе, во время футбольного матча. Это - Аргентина, не забывайте. Эспозито и его коллеги знают, что убийца - футбольный фанатик, и, зная убийцу по фотографиям, они ищут его среди тысяч и тысяч лиц на стадионе. Безумная затея и замечательный, динамичный, совершенно адреналиновый эпизод. Убийца пойман. И спустя совсем немного времени Эспозито видит убийцу, его зовут Иссидоро Гомез, на экране телевизора в качестве телохранителя президента Изабеллы Перон. Изабелла Перон (не путать с Эвитой Перон) - третья жена президента Перона, которая стала президентом Аргентины после смерти мужа в 1974 году. С периодом ее правления связана политическая нестабильность, политические убийства, аресты и исчезновение невинных людей. Свыше 600 исчезновений и 500 политических убийств в период с 1973 по 1976 год. Политический поворот, пропасть, в которую падает Аргентина становится пропастью, в которую падает Эспозито. Ситуация поменялась, власть теперь у телохранителя Иссидоро Гомеза и ему подробных. Партнер и приятель Эспозито убит, убит в квартире Эспозито, убит, когда сам Эспозито вышел из дома ненадолго, убит потому, что его, вероятно, приняли за Эспозито. Понятно, что это вопрос времени, когда Гомез доберется до Эспозито. Теперь ему нужно скрываться, он уезжает в провинцию и его роман с Иреной заканчивается классическим прощанием на вокзале - он уезжает, она бежит за поездом. Как вы понимаете, Саша, картину “Секрет в их глазах” нужно рассматривать на двух уровнях. Конечно же, это история Эспозито и Ирены и их порванного романа: вернутся ли герои спустя 25 лет к тому самому месту, к той самой точке в их отношениях, когда политический кошмар, преступная власть Аргентины разрушила их отношения и заставила Эспозито бежать из Буэнос-Айреса в провинцию и расстаться с Иреной. И второй уровень, символический: сможет ли Аргентина залечить ту самую рану, тот разрыв в правильном течении времени и судеб, который произошел в стране во время политического хаоса с 1973 по 1976 год? Фильм отвечает на эти вопросы, все точки расставлены, все ответы найдены. Мы, правда, не знаем, написал ли Эспозито свою книгу, но в своем расследовании он точно добрался до конца и убийца наказан. И именно эта завершенность, эта сентиментальная аккуратность фильма девальвирует артистическую ценность фильма в моих глазах. Если только считать “Оскар” доказательством девальвации артистической ценности.
XS
SM
MD
LG