Ссылки для упрощенного доступа

День несостоявшихся судеб


Владимир Абаринов
Владимир Абаринов
На вопрос, почему американцы не празднуют День победы, есть простой ответ: потому что для них главной победой была победа над Японией. Но ведь и победу над Японией не празднуют.

Другой ответ: потому что из политкорректности не хотят обижать побежденные державы, ныне ставшие союзниками США. Но ведь День перемирия, положившего конец Первой мировой, отмечают. Правда, в американских святцах эта дата – 11 ноября – превратилась в День ветеранов.

Мне представляется, все дело в том, что в американском менталитете отсутствует культ военных побед. Так получилось: самой кровопролитной в истории Америки войной была Гражданская. Ну и что тут праздновать? Победу одной половины страны над другой? Именно по случаю окончания братоубийственной бойни в США появился День поминовения. Если 11 ноября Америка чтит живых ветеранов, то в последний понедельник мая поминает мертвых солдат. Впрочем, и здесь оговорка: штаты, входившие в Конфедерацию, отмечают собственный День памяти и не признают общенациональный.

В этот "длинный уикенд" начинается сезон барбекю, открываются плавательные бассейны, страна превращается в сплошной пассажиропоток. Почти 28 миллионов человек сели за руль в эти дни, что на 5,8 процентов больше прошлогодней цифры, однако меньше докризисных показателей. Многие отправились на лоно природы, но основная масса устремилась в раскаленный Вашингтон, на воинские кладбища, к мемориалам и памятникам боевой славы.

Одних только байкеров в столице собралось, по сведениям дорожной полиции, четверть миллиона человек. Трое суток кряду, с раннего утра, оглашая окрестности душераздирающим ревом своих "харлеев", декорированных государственным флагом США, в шлемах, каким позавидовали бы герои "Звездных войн", эти гости столицы кавалькадами и поодиночке величаво колесили по улицам, а в воскресенье учинили общий заезд. Акция под названием "Шаровая молния" проводится в память военнопленных и пропавших без вести, чья судьба так и осталась невыясненной.

Но еще больше впечатляют пожилые пары. Они не разворачивают на перекрестках карты достопримечательностей и не спрашивают у прохожих дорогу, потому что дорогу эту, как поется в одной хорошей песне, позабыть нельзя. Они приезжают сюда, чтобы в очередной раз увидеть выбитое в граните имя сына, погибшего во Вьетнаме, воткнуть в шов между плитами стены цветок и постоять в скорбном молчании.

Как бы красиво и полезно ни погибли герои на войне, их жизнь не состоялась, оборвалась на взлете. Вот об этих несостоявшихся судьбах и скорбят оставшиеся в живых, не отличая пораженье от победы.

Президенту полагается в этот день возложить венок к Могиле неизвестных солдат всех войн XX века, в которых участвовала Америка, и сказать речь. А вечером на лужайке перед Капитолием устраивается бесплатный концерт. Публика сидит прямо на траве. Представление проецируется на громадный экран. Оно создано по законам Большого Стиля и до смешного напоминает советские юбилейные концерты. Здесь есть и мелодекламация, и кинохроника, и классика, и попса, и все типажи знакомы: американский Кобзон, американская Гурченко, американский Расторгуев и, разумеется, американский Гребенщиков. Свадебным генералом на этот раз приглашен Колин Пауэлл.

А потом будет фейерверк под увертюру Чайковского "1812 год". При чем тут поединок Марсельезы с "Боже царя храни", понять сложно, но в Америке эту музыку крутят во всех торжественных случаях.
XS
SM
MD
LG