Ссылки для упрощенного доступа

Московский кинофестиваль не боится страстей


Логотип Московского кинофестиваля
Логотип Московского кинофестиваля
Стала известна конкурсная программа 32-го Московского кинофестиваля. В ней 15 фильмов. Два - из Германии, по одному - из Венесуэлы, Испании, Турции, Чехии, Канады, Венгрии, Румынии, Польши, Болгарии, Австрии, Кореи и Франции. В прошлом году от России было три фильма, и все они получили призы. На этот раз картина одна - "Воробей". Снял ее Юрий Шиллер.

По описанию, этот фильм напоминает знаменитый американский – "Благослови детей и зверей". Но Кирилл Разлогов, отборщик фестиваля, это мнение опровергает:

– Режиссерский дебют известного документалиста Юрия Шиллера, пожалуй, немножко напоминает картину Марины Разбежкиной, которую несколько лет тому назад показывали на Московском фестивале ("Время жатвы" - РС). Это тонкое, изощренное игрово-документальное кино, которое сейчас очень востребовано. Почему от России только один фильм? Некоторые авторы картин считали, что они попадут, например, в Венецию и поэтому не среагировали достаточно трезво на наше предложение.

Член отборочной комиссии Андрей Плахов дополняет:

– У меня есть одна знакомая француженка, которая жаловалась, что не может правильно сварить пасту. Варит то слишком мало, то слишком много, и никак не получается количество, нужное для гостей. Так вот, у нас в прошлом году были жалобы на то, что в программе Московского фестиваля российских фильмов слишком много. Зато в этом году их слишком мало. Действительно, в прошлом году фильмов российских было много. Когда же выяснилось, что жюри присудило призы преимущественно российским или русскоязычным фильмам, это вызвало очень бурную реакцию. В этот раз мы вовсе не хотели специально сделать так, чтобы фильмов стало меньше. Все-таки критерием было качество. Но нужно учесть, что Московский фестиваль не показывает в официальной программе фильмы, представленные на "Кинотавре". А "Кинотавр" имеет концепцию программы, которая заставляет некоторых режиссеров и продюсеров предпочесть участие именно в "Кинотавре". И это тоже нормально. Это свободное решение каждого продюсера.

В конкурсе – фильмы режиссеров, которые широкому зрителю не слишком известны. Самые знаменитые – Вентура Понс (фильм "Вниз по течению"), Марта Мессарош из Венгрии ("Последний донос на Анну") и Ирена Павласкова из Чехии ("Как рай земной"). Несколько лет назад все рекорды европейского проката бил шведский фильм "Как в раю", и удивительно, что много фильмов теперь выходит с одинаковыми или почти одинаковыми названиями. Вот, например, фильм открытия фестиваля - "Женщина и мужчина", но тут никого не обвинишь, благо снял его Клод Лелюш. К тому же такое название фильму дали, не сумев перевести оригинальное.
Фильм закрытия - "Невероятные приключения Адели Блан-Сек" Люка Бессона, он же – глава жюри основного конкурса. Кирилл Разлогов объясняет:

– Поскольку сейчас Год Франции в России и Год России во Франции, французское кино занимает в программе фестиваля очень значительное место. Фильм открытия - французский, фильм закрытия - французский, председатель жюри - француз. Будет еще ретроспектива фильмов Бессона. Приедет Клод Лелюш и покажет свою новую картину. Это будет мировая премьера, что для внеконкурсных программ нашего фестиваля большая редкость. И Лелюш покажет еще одну, только что законченную картину, посвященную его собственной работе в кино. Фильм, которым открывается фестиваль, мы показываем под названием "Женщина и мужчина", и там будет один маленький эпизод, связанный с Москвой, ибо в Москве началась его карьера. Почему мы сделали такое название? Потому что французское название непереводимо: русский язык пока еще не терпит слово "любовь" во множественном числе, в отличие от французского, который, наоборот, любовь в единственном числе подразумевает исключением, а любовь во множественном считает правилом.

В конкурсе значительное место занимают картины, обличающие недавнее прошлое, в том числе и наше участие в жизни стран так называемого "социалистического содружества". В этом плане мы тоже не особенно оригинальны. Эта линия была задана на политическом уровне показом фильма "Катынь", обсуждением вопросов, связанных с Катынью, на центральных телевизионных каналах и руководством нашей страны. Вторая линия, которая обозначена во всем фестивале, скорее географическая. Столь значительное место латиноамериканское кино занимает в программе впервые, – заключил Кирилл Разлогов.

Жюри "Перспектив" возглавит британский режиссер Джон Ирвин. Как всегда в афише внеконкурсные программы: "Восемь с половиной", "Азиатский экстрим", "Российское кино", "Документальное кино". Есть и две новые ленты, одна из них – документальные эссе Александра Сокурова, интервью с разными людьми, которые вел он сам.

Привлекая внимание к фестивалю, Кирилл Разлогов обещал зрителям что-то вызывающее. И это вызывающее принадлежит Михаэлю Коэну, называется "Это начинается с конца", в главной роли Эмманюэль Беар. Кирилл Разлогов продолжает:

– Будет показана картина, которая Каннским фестивалем была отвергнута, как слишком шокирующая. Это лента режиссера Михаэля Коэна с Эмманюэль Беар в главной роли. То, что она вытворяет на экране, очень напоминает "Последнее танго в Париже". Отборщики Каннского фестиваля и французская аудитория пришли от этой картины в ужас. Эмманюэль Беар, с которой я встречался, была чрезвычайно счастлива, что мы отобрали картину в конкурс. Мне показалось интересным представить фильм, который слишком горяч для Канн, но, на мой взгляд, вполне соответствует по накалу страстей Московскому фестивалю.

Страсти накалятся не только на экране. На день открытия 32-го ММКФ – 17 июня – назначен учредительный съезд нового Союза кинематографистов.
XS
SM
MD
LG