Ссылки для упрощенного доступа

Независимый политик Владимир Рыжков – о росте гражданской активности в России


Владимир Рыжков
Владимир Рыжков
Активисты общественных организаций проводят серию одиночных пикетов. Цель – призвать власти к ответственности за разгон мирных акций 31 мая и потребовать соблюдения положений Конституции России о свободе собраний.

Один из участников этой акции независимый политик Владимир Рыжков в интервью Радио Свобода определил ее основные задачи:

- Надо, по возможности, привлечь внимание всего общества к тому вопиющему произволу и к тем вопиющим нарушениям закона, которые, к сожалению, стали системой в нашей стране. Местные власти не разрешают мирные акции, в том числе в защиту Конституции; милиция жестоко разгоняет совершенно мирных манифестантов, которые вообще ничего не нарушают. В этом смысле у нас ситуация даже хуже, чем в Белоруссии. Я пару раз участвовал в шествиях белорусской многотысячной оппозиции; когда люди идут не по проезжей части, ничего не нарушают, то белорусский ОМОН их не трогает. В нашем же случае совершенно мирных людей, которые просто шли по площади, вязали десятками. На правовой произвол и массовое нарушение закона уже указывают не только журналисты и оппозиционеры, но и Уполномоченный по правам человека в России Лукин, и уполномоченный по правам человека в Москве Музыкантский. Поэтому пора переходить к привлечению к персональной ответственности и мэра Москвы Лужкова, и других глав регионов и городов, и руководство МВД России.

– Особенностью нынешнего политического момента является то, что начался некоторый диалог власти и представителей гражданского общества. Заслуга принадлежит Юрию Шевчуку, который обратился к Владимиру Путину с прямыми вопросами по этому поводу. Есть и непрямая реакция Владимира Путина – через его пресс-секретаря. Как вы оцениваете поведение Путина в этой ситуации?


– Путин ведет себя как обычно. Он произносит правильные слова, за которыми стоит совершенно другая реальность. Он всегда говорит, что у нас работает Конституция, у нас есть независимые суды и прокуратура, у нас соблюдаются законы. Он прекрасно знает, что это не так, что с его молчаливого или немолчаливого согласия у нас массово нарушаются конституционные нормы и права граждан. Поэтому я здесь какого-то особого прогресса не вижу. А прогресс я вижу в другом: общество постепенно активизируется, начинает более внятно защищать свои интересы, открыто возмущаться повседневными нарушениями прав. Мы это видели и в Калининграде, и во Владивостоке. Мы это видим по 31-м числам на Триумфальной площади в Москве. На мой взгляд, главные перемены происходят не во власти, а в обществе; и эти перемены - позитивные.

– Эти горизонтальные структуры объединятся в какое-то внятное движение? Будет ли это общероссийское политическое движение? Или все так и останется на уровне разрозненных акций в разных городах?


– На самом деле это уже происходит. Вы могли обратить внимание, что в акции 31-го мая принимали участие представители самых разных политических сил. Это был очень широкий спектр. В Калининграде акции протеста в декабре и огромный митинг в январе организовывали все, кроме "Единой России"; там принимали участие все политические силы. Это броуновское движение уже намагничено, оно уже направлено в сторону политической реформы, в сторону демократизации. И все это уже влияет на правящие элиты: на днях Герман Греф сказал, что второй этап модернизации невозможен без политической реформы. Мне кажется, что постепенно все эти ручьи стекаются в одну общую реку. Уже этой осенью мы вправе ожидать еще большей активизации граждан по всей стране.

– Не все – даже сторонники развития либеральных, демократических идей в России – согласны с тем, что эти уличные акции способны дать какой-то результат. Что вы ответите тем, кто считает, что кроме голых лозунгов "долой" и "против" у оппозиции нет никакой позитивной программы?


– Чтобы судно двигалось вперед, надо, чтобы были наполнены все паруса. Я категорически против противопоставления различных форм работы. Огромный вклад в движение вперед вносят уличные акции. Полезную работу делает Институт современного развития (ИНСОР), который как раз готовит совершенно реальные, конкретные предложения по модернизации в экономике и социальной сфере, по реформам в политической сфере и так далее. Важную роль играют политические партии – зарегистрированные, незарегистрированные, – которые требуют перемен. Важную работу делают даже те, кто сегодня во власти – например, тот же Никита Белых пытается на примере Кировской области показать, что диалог власти и общества необходим, что должна быть свобода слова и так далее. Это все – очень полезные вещи. И я не понимаю вот этого большевистского противопоставления: или ты только ходишь на улицы и не сотрудничаешь с властями, или ты только сидишь и пишешь доклады - и только тогда ты приносишь пользу… Мне кажется, все эти формы работы – все, что направлено на политическую реформу, все, что направлено на демократизацию, все, что направлено на защиту прав людей, – все это имеет право на жизнь.
XS
SM
MD
LG