Ссылки для упрощенного доступа

Недораскрытое убийство


Фарид Бабаев
Фарид Бабаев
Верховный суд Дагестана приговорил Рахила Мамедризаева, признанного присяжными виновным в убийстве лидера дагестанского отделения партии "Яблоко" Фарида Бабаева, к 15 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

Это было уже второе рассмотрение дела об убийстве Фарида Бабаева. В январе 2009 года Верховный суд Дагестана признал Мамедризаева виновным по этому делу, приговорив его к 16 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Приговор, как и в данном случае, был вынесен на основании вердикта присяжных. Заседатели посчитали, что Мамедризаев действительно совершил убийство Бабаева и действовал в составе специально организованной группы лиц. Недоказанным присяжные признали то, что убийство совершено за вознаграждение. Обвиняемый в соучастии в этом преступлении Сеферали Сефимирзоев также был оправдан. Лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин уже заявил, что лишь частично удовлетворен решением суда. Вот как объяснил Митрохин свою позицию в интервью Радио Свобода:

– Мы удовлетворены тем, что отпала угроза отмены прежнего приговора и освобождения Мамедризаева из-под стражи. Конечно, это надо отметить как положительный результат повторного процесса. Но, к сожалению, на свободе остался сообщник Мамедризаева – Сефимирзоев, которого суд присяжных признал невиновным, несмотря на огромное количество доказательств его причастности к преступлению, добытых следствием. Кроме того, мы не удовлетворены тем, что до сих пор не выявлен заказчик преступления. Первоначально называли фамилию Абаса Абасова, руководителя Докузпаринского района (именно расследованием массового расстрела людей в этом районе и занимался Фарид Бабаев). В ходе следствия Мамедризаев и Сефимирзоев называли Абасова в качестве заказчика. Потом, правда, они от своих показаний отказались. Тем не менее, мы будем настаивать, чтобы следствие по этому делу продолжалось, чтобы еще раз была проверена причастность Сефимирзоева к убийству и был пересмотрен приговор в его отношении. Также будем настаивать на том, чтобы продолжился поиск заказчиков преступления.

Изначально гособвинение просило назначить Мамедризаеву 12 лет за убийство и еще пять лет за незаконное хранение оружия. Однако с учетом того, что присяжные признали, что обвиняемый заслуживает снисхождения, обвинитель просил назначить ему 16 лет в общей сложности. По последнему решению суда, срок лишения свободы для Мамедризаева уменьшился еще на один год.

Брат убитого Фарида Бабаева Артур Бабаев считает: решение присяжных о том, что Мамедризаев заслуживает снисхождения, не поддается разумным объяснениям:

– Говорят о снисхождении – на основании чего? Он не давал признательных показаний, не помогал следствию, вел себя, мягко говоря, неадекватно на суде, оставил четверых детей без отца, убив моего брата. На основании этого он заслуживает снисхождения? Мне непонятно мнение этих присяжных.

Ранее присяжные оправдали предполагаемого соучастника убийства Сеферали Сефимирзоева. Опасения родственников и соратников по партии Фарида Бабаева были связаны с тем, что один из свидетелей преступления стал отказываться от показаний, данных во время следствия. Об этом сказал Сергей Митрохин:

– Мы допускаем, что защита добралась до единственного свидетеля, который ранее был засекречен. К сожалению, в республике Дагестан очень трудно что-нибудь засекретить на сто процентов. По нашему предположению, свидетель был запуган и отказался от своих показаний, и существовала угроза, что приговор Мамедризаеву будет отменен. Но, видимо, суд в данном случае повел себя достаточно принципиально и отказался признать этот отказ свидетеля от своих показаний, приняв во внимание те показания, которые он давал на следствии.

И свидетель обвинения, и присяжные во время процесса не были защищены от давления извне, считает брат Фарида Бабаева Артур Бабаев:

– Конечно, они будут бояться и волноваться, в первую очередь, за себя и своих детей. Присяжных должны были оградить от влияния внешней среды. Их надо было куда-то вывезти на время суда, чтобы они ни с кем не могли контактировать. А когда мы в одну и ту же дверь входим в Верховный суд и в ту дверь же выходим, никакого труда для тех, кто хочет оказать влияние на присяжных, не составит его оказать. И то же самое со свидетелями. Свидетель на первом судебном заседании говорил, что на него оказывается давление. "Помогите мне", – говорил он, но никакой помощи со стороны государственных органов ему оказано не было. Поэтому на судебные слушания он вначале не являлся, а потом, попав под влияние преступников, пришел и отказался от своих показаний. Просто молчал в зале суда – "я там не был, я ничего не видел".

Лидер дагестанского "Яблока" Фарид Бабаев был первым номером в избирательном списке партии по Дагестану на выборах в Госдуму в 2007 году. За несколько дней до голосования он был расстрелян в подъезде собственного дома. Заказчик преступления до сих пор не найден.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG