Ссылки для упрощенного доступа

Разгон_31.ехе


Разгон акции в защиту 31-й статьи Конституции РФ на этот раз был особо жестким
Разгон акции в защиту 31-й статьи Конституции РФ на этот раз был особо жестким
Жесткое подавление акции в защиту 31-й статьи Конституции и новейшие изыскания Бориса Грызлова в области истории науки – темы, которые активно обсуждались в сетевых дневниках на уходящей неделе.

До уходящей недели наиболее значимым вкладом Бориса Грызлова в науку был совместный проект с неким Виктором Петриком – человеком, считающим себя крупным ученым. История была громкая. Сначала Петрик и Грызлов оформили патент на технологию очистки воды; потом проект "Чистая вода" был поддержан Единой Россией; предполагаемая стоимость – 15 триллионов рублей. Неудивительно, что шум тогда поднялся не только в блогах, но и в оффлайне – в частности, в стенах Российской академии наук. Академическая комиссия по лженауке инициировала проверку изобретения Петрика. Собралась комиссия, посмотрели, изучили. Вывод - "<...> наноразмерные углеродные материалы оказывают негативное влияние на здоровье человека и при длительном контакте могут вызывать различные заболевания, в т.ч. онкологические".

Казалось, что о проекте можно забыть. Однако Борис Грызлов – не только учёный, но и спикер Государственной думы – не забыл ничего. Настолько, что при первом удобном случае старается выразить своё отношение к академической комиссии. Не упустил он шанс и на уходящей неделе. На онлайн-конференции в сетевом издании Газета.ру Борис Грызлов высказался так: "Термин "лженаука" уходит далеко в средние века. Мы можем вспомнить Коперника, которого сожгли за то, что он говорил "а земля всё-таки вертится"".

Блогеры, в отличие от спикера, знают, что про землю сказал не Коперник, а Галилей; и что Галилея вовсе не сожгли. По такому случаю они припомнили Грызлову всё. И физматшколу, которую он закончил с золотой медалью. И лозунг "Борис Грызлов грызет козлов" – лозунг, выдвинутый самим спикером в качестве предвыборного. И, естественно, историю с Петриком как таковую.

А наиболее продвинутые пользователи сетевых дневников пополнили общероссийскую коллекцию анекдотов:

- Товарищ прапорщик, а Коперника сожгли?
- Тю. Ты шо, сдурел?
- А товарищ Грызлов сказал, шо сожгли.
- Ну значить, сожгли. Только так… трошки поджарили.


Хотя у Грызлова всё равно смешнее выходит; и это надо признать.

* * *
Гораздо более драматично на уходящей неделе прошел очередной митинг сторонников "Стратегии-31". Каждый месяц, в котором есть 31-е число, оппозиционеры выходят на московскую Триумфальную площадь, чтобы поддержать 31-ю статью российской Конституции – статью, гарантирующую свободу собраний и мирных шествий, без оружия. Ни одна из акций – а их было уже десять - не прошла без стычек с милицией. Однако в этот раз правоохранители проявили себя особенно жестко: 168 задержанных, силовые действия, сломанные руки. Оппозиционный политик Илья Яшин – постоянный участник акций по 31-м числам и столь же постоянный клиент милиции – увидел здесь прямую связь с тем, что сказал Владимир Путин на встрече с российскими деятелями культуры:

Когда журналисты обсуждали, что акцию несогласных 31 мая не разгонят, потому что «путин разрешил», я вспомнил вот какую историю. В конце августа прошлого года, накануне выборов в Мосгордуму, из администрации президента прошла утечка: дана команда зарегистрировать всех оппозиционных кандидатов.

Результат в итоге был ровно обратный: тотальное снятие всех кандидатов, неугодных власти. Вот и после слов Путина о "нормальности" акций протеста возникло нехорошее чувство: наверное, в этот раз разгонят с особой жестокостью. Нехорошее чувство себя оправдало: вчера бойцы ОМОН превзошли сами себя.


Свидетельств с места событий в сети – тоже больше, чем обычно: на площадь пришло около 2 000 человек. На сайте Грани.ру – Анастасия Рыбаченко, активистка "Солидарности":

Нас разместили на территории ОВД во дворике, задержанные выжимали одежду, приходили в себя, одна девушка была почти в обмороке. Уже минут через 15 к ОВД подъехали сочувствующие – привезли воду. За это время один человек успел сбежать – перелез через забор, за ним лениво полезли два омоновца, но так и не догнали.

Примерно 40 минут мы сидели во дворике и ждали, когда же нас заведут в здание ОВД и начнут наконец оформлять. Но вместо этого нам через 40 минут неожиданно предложили вернуться в автобус. Мы отказались, попросили не затягивать с оформлением протоколов. Дело в том, что милиционеры не имеют права удерживать участников несогласованного митинга дольше трех часов с момента доставления в ОВД. Но в ОВД нас по сути еще не доставили, так как мы сидели во дворе, и факт нашего доставления никто фиксировать не хотел, а был уже девятый час вечера.

В общем, идти обратно мы отказались. Тогда омоновцы стали хватать людей и насильно тащить их в автобус, меня по пути бросили на землю и протащили по луже, а в автобус запихнули ногами. Тогда мы забаррикадировались в автобусе в знак протеста против избиений. Когда омоновцы предложили нам все-таки начать заполнять протоколы, мы отказались, сказав, что пока нам не назовут имена и должности избивавших, мы не выйдем из автобуса и не станет сообщать свои паспортные данные. Минут через 20 нас стали насильно вытаскивать из автобуса: людей били о решетки, о скамьи, на которых мы сидели, рвали одежду, Саше Артемьеву из "Газеты.ру" сломали руку. Так нас затащили в ОВД.


Однако наиболее емкое и выверенное свидетельство пришло совсем из другого лагеря - воистину, откуда не ждали. Константин Крылов, один из виднейших идеологов националистической оппозиции, во первых строках своей статьи признается в нелюбви к акциям оппозиции демократической; кто бы сомневался. Однако Крылов пришел на митинг 31 мая, на Триумфальную. И пишет следующее:

Оппозицию — любую — часто обвиняют в том, что на её собрания ходят всякие чокнутые. Иногда это даже и справедливо: собрания вообще привлекают чокнутых, они ж общительные, к людям тянутся. Сумасшедшие бабки с плакатиками "нас облучают ядовитыми газами" — обычное украшение любого массового мероприятия. С другой стороны, послушаешь иного оратора, и думаешь — а ведь его вязать надо, да и в дурку.

Так вот. На Триумфальной этой самой угрюмой зашизованности не чувствовалось совсем. Ни в воздухе не висело, ни на лицах не читалось. Ощущение было — собрались нормальные люди, представьте себе даже — в хорошем настроении. Бодро, весело и доброжелательно друг к другу. Без истерики, без истерического экстатического слияния, кстати. Просто — "как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались".


И здесь Константин Крылов выходит на важное обобщение – объединяющее всех несогласных, вне зависимости от политических убеждений:

Люди могут вовсе не знать о том, где и как режим нарушает базовые права человека, как давит независимый бизнес, как уничтожил легальную политику, сколько у нас заключённых вообще и политзаключённых в частности. Не знать, не интересоваться, не думать на эти темы. Или даже считать, что всё это нормально и по-другому и быть-то не может.

Но незнание того, что тебя — как часть народа — лишили законных прав и держат за быдло, не освобождает от реальности, данной нам в ощущениях. Можно не думать — но чувства не отменишь. Ты всё равно будешь ОЩУЩАТЬ себя скверно, пусть даже и не знаешь тому причины. Что-то лежит на темечке и давит, давит.

А вот собравшиеся на Триумфальной выглядели как люди, которые с себя эту тяжесть скинули. На время, может быть, но всё-таки. "Мы свободны хотя бы здесь и хотя бы сейчас". Мы собрались мирно, без оружия, без желания кому-то навредить или что-то поломать. Даже "Россия без Путина" кричалось скорее задорно, чем с настоящей злобой.

Я думаю, примерно так, как у нас на Триумфальной 31-го, чувствуют себя свободные люди в свободных странах. Только у них это постоянное, устойчивое самоощущение. Поэтому они доброжелательны (без слюней), открыты (без глупости), не испытывают ненависти к окружающим, и так далее. Причина проста — их ничего не давит. И они это ощущают кожей.


Похоже, властям России удалось то, что не удавалось российским оппозиционерам – очень долго не удавалось, десятилетиями: власти объединили в единый фронт почти всех, кто не в восторге от режима. Левых, правых, либералов, националистов, красных, белых – всех.

Рада ли этому власть? И как она отреагирует на новую ситуацию? Вопрос, ответ на который мы узнаем не скоро: в июне нет 31-го числа.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG